Минкомсвязи поручено разработать механизмы правовой
поддержки российских инноваций.
Игорь Цуканов.
Валерий Кодачигов.
Vedomosti.ru
14.01.2013.
Минкомсвязи в понедельник сообщило о поручениях, выданных ему наряду с прочими ведомствами премьер-министром
Дмитрием Медведевым в конце декабря 2012 г. на заседании президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию
при президенте. Одно из этих поручений предусматривает разработку комплекса мер по правовой охране международных разработок
российских инновационных компаний.
Предполагается, что основными такими мерами станут государственные субсидии на патентование, софинансирование патентования,
стимулирование создания общей базы патентов (софинансирование патентования с условием общего доступа компаний к патенту),
сказал «Ведомостям» замминистра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич. Он считает важным обучение сотрудников российских
компаний «юридической культуре»: ведь «в России пока меньше сталкиваются с “патентными троллями”, чем в некоторых других странах,
включая США». А расходы компаний на защиту в патентных войнах — прежде всего, судебные издержки — часто превышают миллионы
долларов, констатирует Шмулевич.
Об этом же говорил, выступая на заседании президиума, Сергей Андреев, президент и гендиректор группы компаний ABBYY (разработчик
лингвистического ПО и систем распознавания текста). Судебные издержки IT-компаний, которые оказываются вовлечены в разбирательства с
«патентными троллями», никто не компенсирует, сетовал он (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). Как правило, это либо $0,5 млн
отступных, либо $2-3 млн на участие в самом разбирательстве, а в случае патентного конфликта с крупными IT-компаниями эти затраты
вырастают до $10-12 млн, рассказывал Андреев. «Ослабленные такими затратами молодые компании, только выходящие на глобальный
рынок, легко поглощаются международными корпорациями», — резюмировал он.
В Китае много лет назад было введено государственное субсидирование расходов на получение патентов — в результате сейчас китайские
компании патентуют больше разработок, чем компании из любой другой страны мира, передал Андреев «Ведомостям». Он предлагает
перенять этот опыт и России — частично субсидировать расходы российских компаний на получение уже выданных им американских
или европейских патентов (не заявок).
Механизмы правовой защиты российских разработок за рубежом разрабатывает и Российская венчурная компания (РВК) — в частности,
она готовит концепцию патентного фонда, говорил на заседании президиума гендиректор РВК Игорь Агамирзян. В разговоре с
«Ведомостями» он подтвердил это, но подробности пообещал рассказать позже.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/tech/news/7967641/minkomsvyazi_porucheno_razrabotat_mehanizmy_pravovoj#ixzz2I3crx5ef
ФАС хочет быть честной.
В январе 2012 г. вступили в силу поправки в закон «О защите конкуренции» и КоАП, названные «третьим антимонопольным
пакетом».
Это означает, что формирование законодательной базы для эффективной конкурентной экономики закончено, констатировал
руководитель
ФАС Игорь Артемьев, выступая на конференции «Антимонопольное регулирование в России». Теперь главное — следовать лучшим
практикам правоприменения.Маргарита Лютова.Ведомости.Приложение «Форум», 28.11.2012.
Благодаря нововведениям третьего антимонопольного пакета ФАС теперь есть с чем практиковаться. Так, одной из главных тем
2012 г. стало
создание системы по борьбе с картелями, рассказал начальник управления ФАС Александр Кинёв. Антимонопольщики отрабатывают
меры
по противодействию картельным сговорам с 2009 г., третий антимонопольный наконец зафиксировал определение картеля
(соглашение между
хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое предполагает ценовой сговор, поддержание цен на торгах, раздел рынка,
создание дефицита или бойкот определенных контрагентов), а также оставил только для картельных сговоров запрет per se, т.е.
антимонопольной службе
не надо доказывать, что создание картеля привело к ограничению конкуренции; чтобы привлечь организаторов к ответственности, достаточно
доказать само наличие картеля. Для этого у ФАС появились и специальные инструменты, продолжил Кинёв: проводятся внезапные
проверки с осмотром офисов и имущества, включая электронные носители (их также называют «рейды на рассвете»), у ФАС есть
возможность привлекать и электронные доказательства, разработан механизм освобождения от уголовной ответственности для
сообщивших о картеле.
ФАС обнаружила картели на рынках хлора (виновными были признаны 10 компаний), жидкой каустической соды (23 компании), на
торгах при закупках лекарств и вещевого имущества, а также уличила в картеле нотариусов Краснодарского края. Управление
ФАС по
борьбе с картелями взялось и за дилеров, которые под руководством производителя вступают в сговор на торгах:
антимонопольная служба
уличила группу компаний Sollers ) оспорить предупреждение в суде не смогла. Необходимо определиться, могут ли
предупреждения быть
обжалованы в суде, призвал Ибрагимов. Предупреждения позволили ФАС играть на опережение и устранять нарушения в короткие
сроки, но,
если компании начнут оспаривать их в судах, это лишь затянет разбирательства, заметил он. От обжалования предупреждений
лучше
воздержаться,
порекомендовал предпринимателям Ибрагимов: «Мы сами стреляем себе в ногу».
За всю историю существования «антимонопольной» статьи 178 УК — действует с 1996 г. и предполагает уголовное наказание на
антиконкурентное поведение — тюремные сроки получили лишь 16 человек, рассказал Кинёв. Судебная практика по делам о картелях пока
противоречива, посетовал он: встречаются совершенно разные подходы к одним и тем же наборам доказательств в судах разных регионов
или разного уровня. В самой ФАС благодаря реформированию законодательства уже наведен «порядок в головах» по вопросу картельных
сговоров, заметил Кинёв: «Настал период наведения порядка в головах судей».
Глобальная задача ФАС — перейти примерно от 12000 дел по всей системе ФАС до 2-3 в год, подчеркнул Артемьев: это разгрузит
предпринимателей, судебную систему, а самой службе позволит сосредоточиться на наиболее значимых процессах, которые влияют
на отношения внутри целых отраслей экономики. Главное для ФАС — не количество, а качество, резюмировал Артемьев.
В поисках справедливости
Одним из качественных изменений в работе ФАС должно стать формирование системы определения справедливой цены. В лихие 90-е
ценовые ориентиры были потеряны, констатировал Артемьев: «Новая рыночная экономика выстроилась как будто бы по принципу спроса и предложения, но на самом деле цены сложились не рыночные, а промонополистические».
Традиционная система определения справедливой цены предполагала оценку себестоимости продукции в сравнении с себестоимостью
других предприятий. «Но себестоимость в России определить невозможно», — заключил Артемьев, поэтому антимонопольщики решили
отказаться от метода затрат.
Если компания свыше 40-50% своей продукции направляет на экспорт, при этом для этого товара есть международный индикатор цены (например, биржевые торги), справедливая цена будет определяться по методу обратного расчета цены — или «netback минус»: ФАС вычтет из мировой цены затраты на логистику и экспортную пошлину. Такой метод уже применяется на рынке нефтепродуктов, и повлияло это не столько на текущие цены, сколько на базисный уровень, который снизился на 15-20%, подчеркнул Артемьев.
С методом «netback минус» будут конкурировать и цены, сложившиеся на российских биржевых торгах, а также полученные на основе внебиржевых контрактов, регистрируемых на бирже.
Если на рынке, ориентированном на экспорт, доминируют компании, а релевантных публикуемых индикаторов нет, справедливую цену можно рассчитать по методу экспортной альтернативы, т.е. с учетом средневзвешенной цены товара, который вывозится на внешние рынки.
Если внутренний рынок, напротив, зависит от импорта продукции (спрос намного больше объемов производства на территории страны),
производители должны ориентироваться на публичные индикаторы цен на внешних рынках.
Но на «многих сотнях рынков» никаких индикаторов нет, да и далеко не все товары являются биржевыми, отметил Артемьев, поэтому наиболее распространенным методом должен стать метод сопоставимых рынков. Это означает, что цена на российском рынке не должна превышать цену на аналогичный товар на внутреннем рынке других стран с сопоставимыми условиями. Чтобы объяснить, как мог бы работать такой метод, Артемьев привел в пример авиацию: сейчас при сопоставимых дистанциях внутренних перелетов цены в России выше, чем в других странах, при этом, например, в Западной Европе керосин вдвое дороже.
Эти подходы в основном еще всерьез не применяются в работе ФАС, объяснил Артемьев, они лишь выносятся на суд бизнеса и
экспертов, от которых служба ждет «доброго совета».
ФАС предупреждает
Антимонопольная служба уже показала, что готова идти навстречу бизнесу, согласившись оперативно ввести в законодательство
механизм предупреждений и предостережений. Предложения внедрить превентивные меры впервые прозвучали в начале 2011 г.,
напомнил вице-президент МТС ) оспорить предупреждение в суде не смогла. Необходимо определиться, могут ли предупреждения
быть обжалованы в суде, призвал Ибрагимов.
Но не все компании готовы прислушиваться к предупреждениям и даже пытаются оспорить предупреждение в суде. Судебная практика пока
противоречива: компании «Самарские городские электронные сети» удалось добиться признания предупреждения незаконным, а
«Астраханьэнерго» (филиал «МРСК Юга» оспорить предупреждение в суде не смогла. Необходимо
определиться, могут ли предупреждения быть обжалованы в суде, призвал Ибрагимов. Предупреждения позволили ФАС играть на
опережение и устранять нарушения в короткие сроки, но, если компании начнут оспаривать их в судах, это лишь затянет разбирательства,
заметил он. От обжалования предупреждений лучше воздержаться, порекомендовал предпринимателям Ибрагимов: «Мы сами стреляем себе в
ногу».
Пока ФАС согласна развивать институт предупреждений, готова значительно расширить перечень составов, по которым вместо
немедленного разбирательства компании сначала будут иметь шанс исправить положение, получив предупреждение. Действие механизма
может быть распространено почти на все составы ст.10 (злоупотребление доминирующим положением), кроме поддержания монопольно
высокой цены. Предупреждения также могут быть использованы в случае выявления недобросовестной конкуренции, таких нарушений
много, в основном это распространение ложных сведений о конкурентах или введение в заблуждение относительно свойств товара.
Последствия таких нарушений краткосрочны, объяснял Ибрагимов, а возбуждение дела и его длительное рассмотрение не позволяют
своевременно устранить нарушение, нужны более быстрые методы реагирования. Второй шанс могут получить и чиновники: сейчас
большинство дел возбуждаются именно в отношении органов власти, а благодаря предупреждениям с их нарушениями можно было
бы справляться быстрее.
ДОРОГА К КОНКУРЕНЦИИ.
Более активное использование предупреждений — одна из мер, вошедших в «дорожную карту» развития конкуренции, которую
подготовила рабочая группа «Национальной предпринимательской инициативы» при Агентстве стратегических инициатив. «Карта»
— это
очередной свод поправок в антимонопольное законодательство, но это лишь локальное улучшение практик и упрощение процедур,
а не
«четвертый антимонопольный», подчеркнул Артемьев.
ФАС полностью откажется от уведомлений, пообещал Артемьев. Уведомления — самая распространенная форма контроля
экономической
концентрации. По общему правилу ФАС нужно информировать о приобретении одной компанией более блокирующего пакета другой,
если
их общая стоимость или годовая выручка превышает 400млн руб., а также о любой покупке акций дороже 400млн руб. А для ФАС
это
«килограммы бумаг», с которыми служба практически не работает, признавался ранее Артемьев.
Уменьшится количество дел по экономической концентрации: ФАС больше не будет контролировать сделки внутри группы лиц,
которые
осуществляют естественные монополии.
«Не хотелось бы развивать дальнейшее давление на бизнес и когда речь идет о нарушении прав физических лиц», — заметил
Артемьев.
Пример такого давления — «проблема дачника», который не может подключиться к электросетям. ФАС чудом не обанкротила
несколько
крупнейших энергетических компаний, наложив по 20-30 оборотных штрафов. Проблемами физических лиц, скорее всего,
будет заниматься Роспотребнадзор.
Служба хочет стать прозрачнее и понятнее: она намерена вести прямые трансляции со своих заседаний, в режиме онлайн
публиковать
решения, придать официальный статус разъяснениям президиума ФАС, а также выпустить постатейный комментарий к закону
«О защите
конкуренции».
Цель ФАС — к 2018 г. войти в десятку лучших антимонопольных ведомств мира (сейчас ФАС занимает 17-30-е место рейтинга по
версии
журнала Global Competition Review).
ФАС — уникальный госорган, заметила ведущий юрист «Пепеляев групп» Оксана Мигитко: служба сама создает нормативную базу,
сама
контролирует соблюдение ею же установленных норм и в случае нарушений применяет санкции. Такое совмещение функций подрывает
работу системы сдержек и противовесов, пояснила Мигитко. К тому же норма недостаточно четко определена на уровне закона,
а из-за этого
существенно возрастает влияние подзаконных актов, добавила она.
Юристы жалуются, что нет четких и ясных разъяснений по вопросу применения законов и подзаконных актов, рассказала
президент ОКЮР
Александра Нестеренко, говоря об итогах ежегодного опроса 100 корпоративных юристов. Например, в европейской практике
решение
антимонопольного органа по сделкам экономической концентрации сопровождается подробным обоснованием, а ФАС не
предоставляет
описания своей мотивировки даже в случае отказа, отметил Янис Гиргенсон, адвокат юридической фирмы Covington & Burling.
Часто возникают противоречия в подходах и позициях между центральным аппаратом и территориальными управлениями, отмечают
юристы,
опрошенные ОКЮР: разные территориальные органы применяют требования антимонопольного законодательства произвольно, стремясь
показать активную деятельность и результативность (подробнее итоги опроса см.во врезе). Во многом законодательство еще
развивается
«однобоко», указал доцент юрфака МГУ Сергей Паращук: например, практически не отрегулирована деятельность государственных
монополий.
До сих пор нет опубликованного анализа различных рынков и состояния развития конкуренции — ответ о деятельности ФАС за восемь лет
на эти вопросы не ответил. Юристы ждут от ФАС большей прозрачности и развития механизмов обратной связи с бизнесом, заметила
Нестеренко.
ФАС нужно устранять архаичные институты в правоприменении и улучшать практики, но главное — гарантировать отсутствие
«избирательного применения», т.е. «быть честной», признал Артемьев.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/352491/fas_hochet_byt_chestnoj#ixzz2E5Re6PV4
Открытое правительство. Система общественной экспертизы законопроектов.
09.08.12 Вопрос всепоглощающей коррупции в отношении бизнеса, поднятый на днях Андреем Макаревичем, продолжает оставаться одной из главных дискуссионных тем в российском информационном пространстве. Напомним, в понедельник лидер «Машины времени» обратился со страниц «Московского комсомольца» с открытым письмом к президенту Владимиру Путину. В письме говорилось о диких размерах взяток и откатов, получаемых чиновниками с частного бизнеса. «Еще пять-шесть лет назад средний откат по стране составлял 30%. Плакали, но платили. Сегодня это 70%», сокрушался Макаревич. Ответ главы государства не заставил себя долго ждать. С сутью претензии Путин согласился лишь отчасти, «переведя стрелки» на бизнесменов. «Второе письмо следовало бы адресовать и представителям бизнеса, потому что это в значительной степени и с их подачи происходит провоцирование ситуации подобного рода», — заявил президент. Как пояснил «Yтру» уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, «в сложившейся ситуации с коррупцией вина бизнеса есть тоже. Но, тем не менее, правила игры определяют именно чиновники, а бизнес и все остальные вынуждены играть по этим правилам. И в наших условиях — чаще всего проигрывать». Основной причиной подобного положения дел, по мнению бизнес-омбудсмена, является вовсе не желание бизнесменов коррумпировать чиновников, а действующая экономическая модель. «Правила сырьевой экономики таковы, что число чиновников растет, а что частная инициатива снижается. В результате, сокращается число предпринимателей, занятых в конкурентном бизнесе, и коррупция приобретает системный характер», — отмечает Титов. Тот факт, что корни российской коррупции лежат отнюдь не в желании бизнеса через взятки и откаты обеспечить себе конкурентные преимущества, подтверждается и весьма агрессивным характером чиновничества. По словам Титова, «многие коррумпированные чиновники не только вымогают взятки, но и, отбирая чужую собственность, не таясь, ведут собственный, чаще всего — черный, бизнес, который, в отличие от бизнеса, настроенного на работу в условиях честной конкуренции, у нас в стране, к сожалению, процветает». Одним словом, решение проблемы коррупции не может зависеть только от одной из сторон. «Победить системную коррупцию возможно, только если государство повернется лицом к конкурентному современному предпринимательству, создаст условия для того, чтобы в стране было выгодно и безопасно производить», — подвел итог Борис Титов. YTPO.ru
21.06.2012. Омбудсменом по защите прав предпринимателей будет Борис Титов. 1 Федеральным омбудсменом по защите прав предпринимателей станет глава "Деловой России" Борис Титов, сообщил президент РФ Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. "Офис федерального омбудсмена заработает в ближайшие недели", - сказал он.
13.03.2012 СМИ и общественные организации получат государственные гранты за разоблачение коррупции Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству РФ учредить в 2012 году гранты для общественных объединений и СМИ за "формирование в обществе активного неприятия коррупции". Соответствующее поручение содержится в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы, который утвердил во вторник глава государства. Д.Медведев распорядился также организовать среди всех социальных слоев населения в разных регионах страны социологические исследования, которые позволили бы оценить уровень коррупции в России и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.
Правительство РФ рассмотрит законопроект о статусе наукоградов. 21/03/2012 МОСКВА, 21 мар - РИА Новости. Президиум правительства РФ в четверг рассмотрит внесенный Минобрнауки законопроект, устанавливающий критерии присвоения статуса наукограда, следует из материалов к заседанию, размещенных на сайте правительства. Законопроект призван стимулировать наукограды к развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также созданию условий для развития научно-производственных комплексов (НПК). Проект также направлен на то, чтобы наукограды перешли на режим бездотационного социально-экономического развития. "Законопроектом устанавливаются более четкие критерии присвоения статуса наукограда, включая уточнение характеристик НПК городского округа, претендующего на присвоение (сохранение) статуса наукограда, и образующих его юридических лиц", - говорится в материалах к заседанию. Проект устанавливает срок, на который статус наукограда присваивается, и с какой периодичностью он продлевается. Органы местного самоуправления наукоградов получают право на разработку и реализацию научно-технических и инновационных программ и проектов, участие в реализации программ и проектов субъектов РФ. Финансирование наукоградов предлагается осуществлять по результатам конкурсного отбора проектов, представляемых наукоградами и направленных на развитие НПК. Правила конкурсного отбора проектов устанавливаются правительством. Преимущества получают проекты, содержащие условия по их софинансированию за счет бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Также преимущество имеют проекты, предусматривающие участие федеральных органов исполнительной власти и государственных академий наук в развитии подведомственных им организаций, входящих в НПК и проекты, представленные наукоградами, у которых наблюдается положительная динамика показателей инновационного развития. Закон о наукоградах был принят в 1999 году, в 2004 году в него были внесены поправки, установившие критерии присвоения статуса наукограда. В частности, доля работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15% от общего числа работающих в муниципальном образовании. Первым российским наукоградом в 2000 году стал Обнинск.
Чиновникам приказано научиться бороться со взятками: избегать конфликтов интересов, сдавать дорогие подарки государству и
отчитываться о сверхрасходах своих семей.
Москва. 13 марта. FINMARKET.RU — Президент Дмитрий Медведев подписал национальный план противодействия коррупции на
ближайшие два года. Главная цель — контроль за расходами госслужащих.
План стал ответом на упреки тех, кто на протяжении последних лет говорил, что одновременно с обязанностью чиновников декларировать
доходы, нужно было закрепить за ними обязанность отчитываться и о расходах. Есть у плана и существенный недостаток — контролировать
его исполнение будут, главным образом, сами чиновники.
«Финмаркет» собрал основные тезисы новой программы, в которую, помимо общего антикоррупционного плана входит и специальный
отдельный законопроект — о контроле расходов чиновников.
Чиновники будут обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также членами их семьи (супруги и
несовершеннолетние дети) на приобретение недвижимости, ценных бумаг (акций) и транспортных средств. До 1 августа
антикоррупционные нормы должны быть распостранены и на сотрудников внебюджетных фондов — Пенсионного, социального и
медицинского страхования.
Если расходы чиновника по сделке явно превышают его доходы, и он не может объяснить, откуда у него эти деньги взялись, это может
стать основанием для его увольнения, а также основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные
доходы, в собственность государства. Если удастся доказать, что доходы получены преступным путем, чиновника будет ждать
уголовное наказание. В остальных случаях к появлению сверхдоходов у госслужащих применим термин «обогащение неизвестного
происхождения».
Данные об источниках доходов с чиновника могут быть потребованы, если сумма одноразовой сделки, совершенной им или членами
его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход всех членов семьи по основному месту службы и работы. Информация о
несоответствии доходов чиновников их расходам может предоставляться правоохранительными органами, политическими партиями,
Общественной палатой, а также СМИ, общественными объединениями «и любыми заинтересованными лицами».
До 1 октября чиновников обяжут сообщать о подарках, полученных ими в связи с их должностным положением. Должны быть
установлены: срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, порядок сдачи подарка, порядок его оценки,
реализации и зачисления вырученных средств в соответствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка;
Правительство должно провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов у чиновников, принять меры по
их предотвращению и урегулированию.
Нужно обеспечить повышение квалификации федеральных госслужащих, борющихся с коррупцией по долгу службы, по особой
образовательной программе, согласованной с управлением делами президента, а также подготовить методических рекомендаций по
вопросам противодействия коррупции.
Должна быть организована эффективная система обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую
антикоррупционную политику на основе информации, полученной от населения и институтов гражданского общества. В 2012 году
специальные гранты правительства за формирование в обществе активного неприятия коррупции смогут получить общественные
объединения и СМИ.
Для кадровых служб будут внедрены специальные компьютерные программы для проверки достоверности и полноты представляемых
госслужащими сведений о доходах.
Минэкономразвития до 1 августа 2012 г. должно организовать семинар по вопросам организации и правового регулирования
лоббистской деятельности.
Генпрокурор должен раз в полгода информировать президиум совета при президенте по противодействию коррупции о
результатах работы органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов по борьбе с
коррупционными преступлениями.
Новый закон о контроле за расходованием госсредств вступит в силу с 2013 года, и чиновники должны будут его учитывать при составлении
декларации о доходах за нынешний год, заявил глава администрации президента Сергей Иванов. Главное, чтобы требования не стали
поводом для «охоты на ведьм» и сведения счетов, признался он, «что для России, к сожалению, тоже может быть широко применимо».
Создан перечень стратегически важных товаров и ресурсов РФ. BFM.ru . 15 февраля 2012. Их контрабанда наносит самый существенный ущерб национальной экономике, утверждают в Минпромторге. Минпромторг России опубликовал перечень товаров, при контрабанде которых наносится наиболее ощутимый урон экономической безопасности РФ. Список содержится в проекте постановления правительства РФ «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов», опубликованном на сайте кабинета министров. В перечень стратегически важных товаров и ресурсов включены 12 групп товаров. Это водные биоресурсы, их части, а также продукция из них; круглые лесоматериалы ценных пород (дуб, бук, ясень); круглые и обработанные лесоматериалы из видов (пород) деревьев, заготовка древесины которых не допускается; драгоценные металлы и драгоценные камни, а также прочие минеральные вещества (только уникальные янтарные образования); необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы. Значительный вред экономике России наносит также контрабанда минерального сырья (природные необработанные камни); природного газа, транспортируемого в газообразном и сжиженном состоянии; каменного угля, включая антрацит, битуминозный, кокс и полукокс; нефть и продукты переработки нефти; углеводородное сырье (бензол, толуол, нафталин, ксилол, фенолы); отходы и лом черных, цветных, металлов и металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава, бывшие в употреблении (оси, колеса и их части); бериллий, хром, германий, ванадий, галлий, гафний, индий, ниобий (колумбий), рений, таллий, и изделия из них (включая отходы). Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается правительством РФ. Как отмечают в Минпромторге, принятие проекта постановления правительства не приведет к дополнительным расходам средств консолидированного бюджета и не потребует внесения изменений в законодательство. Подробнее: http://news.mail.ru/politics/8105482/?frommail=1
02.02.12.
Президент Дмитрий Медведев 30.01.12. подписал закон о присоединении к конвенции Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Это одно из обязательных условий вступления в ОЭСР. Конвенция
действует с 1997 г., документ подписали 38 стран, на которые приходится две трети мирового экспорта и около 90% мировых прямых
инвестиций.
Страны, подписавшие конвенцию, обязуются наказывать за взятки иностранным чиновникам и сотрудникам госкомпаний в соответствии
со своим законодательством. Присоединение «позволит гармонизировать международные стандарты борьбы с коррупцией и нашу правовую
систему», заявил Медведев на совещании по развитию судебной системы.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/finance/news/1491723/vzyatki_popali_pod_otchet#ixzz1lIlfYCZ6
02.02.12.В.Путин решил учредить должность омбудсмена по делам бизнесменов. Председатель правительства РФ Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме "Россия 2012", выступил с инициативой учредить в стране должность уполномоченного по защите прав всех предпринимателей. "Он получит особый процессуальный статус, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти", - заявил п ремьер-министр. "Омбудсмен" по делам предпринимателей получит также возможность приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным ограничением действий чиновников. Кроме того, глава правительства считает необходимым сформировать на основе арбитражных судов новую систему рассмотрения дел с участием представителей бизнеса. "Процедура рассмотрения дел должна быть максимально быстрой, и, напротив, следует удлинить сроки для возможного обжалования решений со стороны предпринимателей. По сути, речь идет о создании аналогии административных судов. Считаю, что эту систему надо сформировать на основе арбитражных судов. Здесь созданы основы для информационной прозрачности, и есть профессиональные судьи для рассмотрения административных дел, в том числе налоговых", - заявил В.Путин. По мнению главы правительства, необходимо дать возможность совмещать административные и имущественные дела в рамках административного судопроизводства. Он добавил, что предприниматели должны иметь право на компенсацию имущественных потерь непосредственно в административном деле. "Также необходимо активнее присуждать судебные издержки в пользу выигравших предпринимателей", - заявил В.Путин. Наконец, российский премьер обратил внимание на необходимость искоренения в законодательстве "зацепок", которые позволяют сделать из хозяйственного спора уголовное дело. "Отмечу, что по налоговым спорам возбуждение уголовного дела невозможно без решения фискального органа о наличии налоговой задолженности. При этом данное решение можно оспорить в суде. Такой механизм следует использовать и при привлечении к ответственности по иным экономическим правонарушениям", - полагает премьер-министр. В качестве примера председатель правительства заявил, что необходимо сделать так, чтобы нельзя было возбудить уголовное дело, основанное на квалификации незаконности сделки без признания в арбитражном суде этой сделки недействительной. "Считаю также, что споры с участием саморегулируемых организаций и их членов должны рассматриваться в арбитражных судах", - отметил премьер. Наконец, в скором времени общественные объединения предпринимателей получат возможность подавать судебные иски в защиту интересов бизнесменов. По мнению премьера, это позволит владельцам небольшого бизнеса отстаивать свои права, "спорить с губернатором не в одиночку, а от лица мощной общероссийской общественной организации". По словам главы правительства, причина этого не в налоговом режиме. "Он у нас в целом конкурентоспособный, и не в отсутствии законодательства, отвечающего современным требованиям (его надо, конечно, совершенствовать, оно еще недостаточно гибко и не предоставляет всего набора инструментов для бизнеса). Главная проблема - недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции", - заявил В.Путин. "И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счет", - отметил премьер, выразив уверенность, что депутаты Государственной думы поддержат такие поправки. Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/02/02/2012/636026.shtml
11.11.11.В Хабаровске пройдет Госсовет о повышении роли регионов в модернизации. Значительная часть мероприятия будет отведена обсуждению программного подхода в развитии экономики. По данным РБК daily, в предварительный список поручений по итогам совета внесен пункт о подготовке законопроекта о государственном стратегическом планировании к внесению в Госдуму. Проект рамочного закона, о котором идет речь, был разработан в 2009 году Минэкономразвития. Документ фактически возвращает в российскую экономику систему госплана, существовавшего в Советском Союзе. По идее создателей, он должен ввести порядок разработки стратегических документов и связать разрозненные стратегии (которые сейчас в среднем выполняются лишь на 30%) в единый механизм. В законопроекте перечислены цели и принципы стратегического планирования, закрепляется процесс подготовки и создается реестр стратегических документов. Отдельная глава отведена внутреннему и внешнему контролю. Президенту, Счетной палате и органам финансового контроля дается право проверять, насколько эффективным было выделение бюджетных средств на ту или иную стратегию и насколько полученный результат пошел на пользу экономике страны. В пресс-службе Минфина подтвердили, что ведомство согласовало с Минэкономразвития таблицу разногласий по документу. О чем именно не могут договориться чиновники, представитель министерства уточнять не стал. Как рассказал РБК daily источник, близкий к правительству, Минфин не хочет согласовывать часть документа, посвященную контролю за итогами реализации стратегий и расходованием бюджетных средств. «Сейчас многие стратегии и программы разрабатываются с популистскими целями и на практике не увязаны с получением конкретных результатов», – рассказывает собеседник. Если государство будет проверять конкретные результаты всех программ, их финансирование может существенно сократиться, добавляет он.
В Госдуму внесен закон, призванный значительно ограничить доходы топ-менеджеров корпорации "Роснано" и в частности Анатолия Чубайса. Инициаторы закона полагают, что зарплата российского чиновника не должна превышать зарплату президента. Согласно данным, приведенным в отчете за 2009 год, Анатолий Чубайс получил 13 миллионов рублей – то есть более 1 миллиона рублей ежемесячно, а всего за 2009 год его доход составил 202,7 миллионов рублей. Зарплата же российского министра – 130 тысяч рублей в месяц. Также планируется рассмотреть вопрос подконтрольности корпорации. По словам депутата Игоря Грачева, в нанотехнологии из выделенных 130 миллиардов рублей вкладывается не более 1% средств, а остальные финансы используются в игре на бирже. К тому же Грачев утверждает, что технологии, куда "Роснано" вкладывает деньги, как минимум на полвека устарели. Согласно законопроекту, "Роснано" должна будет предоставлять отчеты о распределении средств Счетной палате и ведомствам, которые ее субсидируют.
18 января 2011. Инструмент для инноваций: Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Документ, в частности, содержит поправки, которые позволят освободить предприятия, занятые в данной сфере, от налога на имущество. Речь идет о внесении изменений в главу 21 второй части НК РФ, а также в некоторые законодательные акты о налогах и сборах. Все эти поправки в первую очередь направлены на устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений кодекса.
Минэкономразвития РФ представит 7 декабря на заседании правительства РФ доклад о мерах по повышению эффективности деятельности госкорпораций, передает ПРАЙМ-ТАСС. В целях комплексного повышения эффективности деятельности госкорпораций подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Положениями законопроекта предусматривается обязательное утверждение наблюдательным советом госкорпорации стратегии деятельности и системы оплаты труда работников, предусматривающей взаимосвязь оплаты труда с достижением ключевых показателей эффективности. Законопроектом предлагается установить для работников госкорпораций ограничения и запреты, аналогичные установленным для государственных гражданских служащих. Законопроект предусматривает возможность проверки госкорпораций Счетной палатой РФ и другими государственными органами, а также обязательную ежегодную проверку бухгалтерской отчетности независимой аудиторской организацией. По аналогии с хозяйственными обществами в госкорпорациях предлагается ввести институт одобрения крупных сделок.
В среду, 1 декабря в Самаре прошла акция, организованная "ОПОРОЙ России" и направленная на выражение несогласия малого бизнеса заменой единого социального налога страховыми взносами. Присутствовавший на мероприятии сопредседатель самарского отделения "ОПОРЫ России" Владимир Тихонов подчеркнул, что проводимое собрание не носит политического характера и направлено, главным образом, на выявление проблем, с которыми столкнется малое предпринимательство с нового года. Главная цель акции – привлечение внимания общественности и федерального правительства к возможным негативным последствиям для бизнеса. Надо признать, что резкое увеличение страховых взносов до 34% на плечи многих предпринимателей ляжет непомерной тяжестью. РегионСамара.Ру
Закон "Об инновационной деятельности" переведет ее на саморегулирование
Юлия Васильева .
"Российская Бизнес-газета" №740 (7) от 2 марта 2010 г.
.
В скором времени инновационная деятельность может получить свой собственный закон. Депутаты Госдумы готовят к рассмотрению очередную версию законопроекта "Об инновационной деятельности в РФ". Предлагается вести инновационную деятельность на основе сочетания принципов саморегулирования и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
По мнению авторов документа, этот закон установит основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки. В частности, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, участия в выставках и ярмарках и т.д. При этом все убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, в том числе принятия не соответствующих федеральным законам нормативных актов, подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.
Новые законодательные инициативы вызвали массу споров и вопросов среди специалистов.
Как рассказала "РБГ" Ольга Кожемякина, ведущий консультант департамента государственного консалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", необходимость законодательного регулирования на федеральном уровне инновационной деятельности практически не вызывает сомнения.
Более того, с конца 90-х с разной степенью активности и успешности предпринимаются попытки принятия соответствующих законодательных актов. Некоторые из них, по словам эксперта, так и не достигли своего логического завершения и остались в виде проектов, например, законопроект "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", внесенный в конце 1997 года членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, представленный в 1999 году проект федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" и др.
"Отдельные нормы по данному вопросу все-таки были приняты, речь идет, в частности, о Федеральном законе от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, - пояснила Ольга Кожемякина. - И все же следует констатировать, что до настоящего времени отсутствует федеральный закон, в полной мере регулирующий столь важную сферу общественных отношений".
Представленный законопроект, по мнению эксперта, ориентирован на решение ключевых проблем в части формирования единой терминологии, определение основных направлений деятельности органов власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности и др.
"Однако вряд ли можно сказать, что в данном проекте предложены действенные механизмы поддержки инновационной деятельности, - говорит эксперт. - Скорее всего, введение в действие его норм не увеличит активности инновационных организаций и не будет способствовать расширению их круга без дополнительной проработки в рамках данного законопроекта механизмов поддержки инновационной деятельности и условий ее предоставления".
Андрей Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга "ОПОРА - Кредит", считает, что это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. "Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину, - говорит эксперт. - Масса принятых законодательных актов на региональных уровнях уже пылится на полках. Последний, недействующий пример из этой серии - это закон о малых предприятиях при вузах и НИИ, принятый в 2009 году. Почему все это не действует? Потому что законы пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться перед начальством".
На самом деле, по мнению Андрея Кузнецова, никакие инновации в существующей системе отношений никому особо не нужны. "Чиновники пригрелись, получили свой участок для удовлетворения собственных интересов, - считает эксперт. - Конкуренции как таковой нет, потому что появляющиеся конкуренты мгновенно душатся аффилированными с этими чиновниками структурами, используя пресловутый административный ресурс. Нет конкуренции - нет инноваций, и у участников системы нет мотиваций, чтобы их производить. Исключением, пожалуй, являются только те компании, которые выходят на международный уровень и конкурируют на рынке с иностранными компаниями".
Но таких, по мнению Кузнецова, единицы, и им также не нужен никакой закон, потому что менеджеры таких компаний - профессионалы высочайшего уровня и без законов прекрасно понимают, что если они не будут вкладываться в R&D, IT, то они не смогут победить и выжить. "Вся эта ситуация напоминает брежневские времена, - говорит эксперт. - Для того чтобы развить инновационную экономику, нужно создать среду для развития предпринимательства - в первую очередь независимые суды. Пока этого не будет сделано, никакие законы не произведут должного эффекта, особенно если они всего лишь "дают расширенное толкование понятия инновационной деятельности, раскрывают основные направления".
Данной позиции придерживаются не все. Ольга Ускова, президент НАИРИТ, считает, что принятие закона "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации" является достаточно важным событием для развития российского инновационного сектора, учитывая, что именно государство является основным инвестором и менеджером ведущих инновационных проектов в стране. "Работа государственных организаций прежде всего регулируется законами, и было достаточно много случаев, когда отсутствие должного законодательного обеспечения сдерживало принятие ряда необходимых инициатив в инновационной сфере, - отметила эксперт. - С принятием данного закона эта проблема будет решена".
Закон, по словам Усковой, создает четкую систему правового регулирования инновационной деятельности, включая определение всех структурных участников процесса инновационного развития, стоящих перед ними целей и задач, а также описание всех форм финансовой и организационной поддержки, которую государственные организации имеют право оказывать инновационным компаниям. В законе четко указываются источники финансирования инновационных программ и проектов, а также прописываются механизмы ответственности за эффективность расходования государственных средств.
"Принятие данного законопроекта позволит государству более активно влиять на развитие российского национального сектора, запуская
необходимые поддерживающие программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, - уверена эксперт. - Данная поддержка будет
носить более разнообразный и целевой характер, а не формироваться на одном-двух направлениях, как это было до настоящего времени".
Рейтинг инновационной активности регионов России 2009 г.
Лидеры инновационной активности
Город федерального значения Москва
Город федерального значения Санкт-Петербург
Высокая инновационная активность
Тверская область
Нижегородская область
Пензенская область
Московская область
Хабаровский край
Самарская область
Алтайский край
Республика Татарстан
Томская область
Владимирская область
Новосибирская область
Республика Коми
Республика Башкортостан
Камчатский край
Средняя инновационная активность
Ивановская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Калужская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Орловская область
Тюменская область
Тульская область
Челябинская область
Воронежская область
Рязанская область
Пермский край
Саратовская область
Ярославская область
Омская область
Республика Мордовия
Курская область
Ростовская область
Чувашская Республика - Чувашия
Свердловская область
Волгоградская область
Красноярский край
Республика Марий Эл
Калининградская область
Низкая инновационная активность
Краснодарский край
Кемеровская область
Республика Алтай
Тамбовская область
Астраханская область
Курганская область
Новгородская область
Ставропольский край
Липецкая область
Республика Северная Осетия-Алания
Белгородская область
Кировская область
Костромская область
Мурманская область
Псковская область
Вологодская область
Кабардино-Балкарская Республика
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Бурятия
Архангельская область
Амурская область
Республика Дагестан
Брянская область
Ленинградская область
Смоленская область
Республика Адыгея
Оренбургская область
Забайкальский край
Отстающие
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Чукотский автономный округ
Еврейская автономная область
Иркутская область
Читинская область
Сахалинская область
Магаданская область
Чеченская Республика
Республика Хакасия
Республика Калмыкия
Республика Ингушетия
Республика Тыва
Республика Саха (Якутия)
Источник: Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)