Республиканская научно-практическая конферения "Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования", 20-21 декабря 1978 г.,Таллин.
"О СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА".
Доклад Ю.Вооглайд, А.Рейнер, Таллин.
1. Предпосылкой успешного проведения инновационного изменения является объективное противоречие. В зависимости от глуби
ны противоречий как системы и от их восприятия, рассматриваются такие противоречия,как сложности, трудности, проблемы,
кризисы и т.п.
2. Проблема как отражение некой системы противоречий в сознании человека может возникать, обостряться или
разрешаться как путем изменения действительности, так и вследствие изменения отношения к ней, установок, ожиданий,
намерений и пр. Восприятие некоторой системы противоречий предполагает, с одной стороны,
способность достаточно точно фиксировать настоящее положение во множестве (целостности!) и многообразии его параметров,
с другой, - качественность того же уровня представления о том, какова могла бы быть и должна быть
действительность в идеальных и реальных условиях. Соответственно одно и то же противоречие может различным людям
представляться или не представляться проблемой,в зависимости от того умеют ли они (могут, хотят, смеют...)
желать большего или нет.
Потребность и "социальный заказ" в инновации вырастает как стремление преодолеть противоречие между реальным положением и
необходимым (желаемым). Плановые инновации не должны представлять в этом ряду исключения. Идеализация
некоторого достигнутого состояния выступает как отрицание стремления к дальнейшему
усовершенствованию и развитию. Инновация представляет собой естественное требование
и явление, само собой подразумеваемую потребность в том случае, если уже достигнутое состояние
рассматривается лишь как предпосылка для дальнейшего постоянного усовершенствования и не более того.
4.Разрешение проблемы достигается путем преодоления противоречия, проведения инновационных программ.
Проблемы как и противоречия (а соответственно и инновационные программы) находятся в иерархической
зависимости, составляя сложные структурированные системы.
Противоречия содержат соответствующие движущие силы. Своевременное обнаружение противоречий, компетентное
выявление факторов их возникновения, углубления, заторможенности, разрешения и т.д., выявление направления
и интенсивности изменения и развития противоречий позволяет не только найти пути их преодоления до появления
конфликтов и прочих кризисных симптомов, а также выявить целесообразные пути разрешения противоречий.
Не менее важно "запустить" процессы, продуцирующие предпосылки для преодоления противоречий, использовать
механизмы саморегуляции, сознательно создавать новые противоречия для того чтобы их преодоление означало
требуемое (желаемое) изменение или развитие, выдвигать научно обоснованные инновационные идеи и разрабатывать
программы их воплощения.
5. Для того чтобы разумно и целесообразно управлять обществвенными инновациями, следует научиться управлять совокупностью процессов, называемых
"общественной жизнью» Исследование внутренней логики этих процессов, диалектика их изменения и развития составляют один из стержней понимания этих
процессов, их прогнозирования с целью достижения последующих состояний. По мере изменения и развития общественных процессов и их среды должно
изменяться и развиваться управление. В противном случае управление перестает быть стимулирующей, активизирующей , направляющей силой общественной
жизни и деформируются в тормозящую, отчуждающую и отчужденную силу.
6. Мы разделяем инновационный процесс как целостность на фазы и циклы.
Фазы в нашем рассмотрении-объективные, качественно различимые состояния процесса, циклы -элементы этого управляемого(субъектом) процесса, находящиеся в
запланированной временной последовательности. Мы выделяем в инновационном процессе 10 фаз и 9 циклов. Первые четыре цикла инновационного процесса –
предварительный, исследовательский, проектировочный и экспериментальный - практически не оказывают на состояние изменяемого являения или процесса прямого
влияния. В этих циклах pacпознается проблема, изучаются ее детерминация, сущность, видимость и т.п., разрабатываются инновационные планы и проекты,
проверяется их состоятельность, корректируются направление, время, место, последовательность, объем и т.п. последующей деятельности.
7.Первый цикл -
предварительный (А), в рамках которого уясняются задачи и сроки, изучается имеющийся опыт, взвешивается за что именно взяться, что более значимо и посильно,
престижно и т.п., фиксируются принципы деятельности, уясняется структура и объем выделяемых ресурсов, наличие и ха- рактер условий их применения и т.п.
Результатом предварительного цикла является достаточно четко сформулированная проблема, ясность в вопросах распределения ответственности, общая программа
инновационного процесса (объект, пред последовательность циклов данной инновации, смета, сетевой график, форма отчетности и пр.).
8.Второй цикл - эмпирическое исследование(Б), в результате которого достигается знание об объекте и его среде, с характере и структуре факторов,
способствующих и препятствующих нововведению, о механизмах управления и проявлении саморегуляции, о законах и
закономерностях изменения и развития рассматриваемых систем и т.п., т.е. в удачном случае обо всем, что требуется
знать для целесообразного построения следующего цикла - проектирования и планирования содержания и формы всех
остальных циклов.
9. Третий цикл - проектирование (В) - должен завершиться: а) проектом желаемого (ожидаемого, требуемого) конечного
состояния изменяемого явления или процесса; б) проектом промежуточных состояний; в) программой основной деятельности;
г) программой вспомогательных действий.
10. Четвертый цикл - экспериментирование (Г) - должен вызвать у экспериментаторов чувство уверенности в
состоятельности инновационной идеи и программы ее проведения в жизнь. Все чаще встречается мнение о разумности
экспериментальной проверки инновационной идеи и программы ее проведения до их широкого внедреия. В условиях планового
хозяйства эта потребность не индивидуально-монополитическая, а социальная. В научной обоснованности нововведений и
в разумности методов их внедрения заинтересовано советское общество в целом. Любое новаторство может стать в своем
роде экспериментом; любой общественный эксперимент - новаторство. В эксперименте, как в элементе инновационного
процесса, в миниатюре проходят все циклы инновации; экспериментально изменяемый объект проходит те же фазы изменения
и развития, которые рассматриваются в объеме инновационного процесса в целом. Отрицательный результат эксперимента
так же ценен, как и положительный. Знание того, как нельзя поступать, вынуждает продолжать поиск новых инновационных
идей или программ их реализации.
Пятый цикл - мотивирование (Д) людей, связанных в самых различных ролях на различных этапах с инновационным
мероприятием. Выходом этого цикла представляются готовность, сознательная активность, чувство причастности и
ответственности как за себя, так и за других, как за прошлое и настоящее, так и за будущее.
12.Шестой цикл - подготовка (Е) - состоит, во-первых, в обучении кадров, т.е. в формировании достаточной
комптентности лиц, вовлеченных в инновационный процесс, как руководителей,так и исполнителей,как специалистов, так
и генералистов. Нужный для успешного проведения изменения (или эксперимента) духовный ресурс формируется в единстве
мотивированности, компетентности, трезвости, гуманности, ответственности, активности, нормативности, уверенности,
удовлетворенности, смелости и т.п. Помимо духовных ресурсов, необходимо проявить заботу и о всех прочих ресурсах,
необходимых для протекания какого-либо целенаправленного процесса, а также о соответствующих условиях применения добытых
ресурсов. Отметим, что цели достигаются не ресурсами, а средствами, которые формируются в диалектическом единстве системы
ресурсов и условий в определенной ситуации. ' В подготовительном цикле необходимо также обеспечить-согласован-ность,
взаимпопонимание как "по вертикали", так и "по горизонтали".
13.Седьмой цикл - управленческое воздействие (Ж) или, введение изменения, новшества. В этом цикле сосредоточена
сущность инновации. В нем происходят как количественные, так и качественные сдвиги. Одну из возможностей описания
внутренней логики инновационного процесса мы представляем во второй части данных тезисов.
14.Восьмой цикл - становление - содержит фазы упорядочения и стабилизации: что не подходит - отвергается, что
пригодно -принимается. Люди усваивают новые роли, приспосабливаются к среде, приспосабливают других людей и среду.
В этом цикле должны превалировать саморегуляция и самоуправление.
15.Девятый цикл - контроль (И) - необходим для подведения итогов. Оценить следует по меньшей мере инновационную
идею, программу ее реализации, инновационный процесс, людей, участвующих в нем, управление процессом в целом и
по отдельным циклам, конечный результат,побочные желательные и нежелательные последствия, расходы всех ресурсов
и состояние оставшихся условий, пригодность конечного результата в качестве входа для следующих процессов. Вопрос
состоит в том, когда именно следует подводить итоги, когда "пора считать цыплят", а это сложная и актуальная
задача. Поспешность неуместна. Она может привести к самообману и очковтирательству.
'См. Ю.Вооглайд. Общая теория целенаправленных процессов. Рукопись в ЦНОТиУ МЕЛ ЭССР. Таллин, 1976.
16. Продолжительность, расчленненость и глубина каждого цикла определяется характером преодолеваемого противоречия,
наличием времени и прочих ресурсов - условий,в том числе квалификацией людей, участвующих в любой роли в процессе
инновации.
В отдельных случаях процесс инновации может состоять из большего или меньшего числа циклов. Мы привели в качестве
примера (рис. I) общий случай инновационной программы среднего уровня. Умаление и недооценка какого-либо цикла обычно
приводит к неожиданностям и отрицательным последствиям в последующих циклах или, в конечном итоге, предпринимаемые
усилия не приводят к ожидаемым результатам. Как показывает наш опыт, дело в таких случаях обыкновенно не в
несостоятельности инновационных идей,а в недостаточности обдумывания и в несостоятельности организационной реализации,
поэтому остановимся вкратце на внутренней логике инновационного процесса.
Когда сущность проблемы раскрыта, сформулирована и оглашена, когда найдены различные пути разрешения проблемы и
проведен выбор наилучшего из имеющихся или даже оптимального варианта, когда пригодность выбранной альтернативы
доказана экспериментально, начинается основная часть инновационного процесса - само изменение (рис. 2).
18. В его первой фазе,организационной ("запрягания"),придется проявить заботу как о формировании понимающего и
одобряющего предстоящее изменение коллектива, так и соответствующей ситуации. Для одних подходит и помогает
принимать решения глубокий теоретический анализ с выделением как положительных, так и отрицательных последствий,
других удовлетворяет ознакомление со случайными, но зато бесспорными, убедительными практическими достижениями.
Вопрос не в том, как заставить людей, связанных с инновацией, сделать что-то по-другому или выполнить задуманное,
а в том, как поступить, чтобы люди, которых касается данная инновация, хотели это делать, поступать по-иному,
по-новому, более разумно, в соответствии с требованием времени, науки и здравого смысла. Человек в общем
консервативен. Вывести людей из устоявшегося равновесия и застойного состояния, целиком обозримого и знакомого,
понятного, привычного положения - трудная и всегда новая задача руководителя.
19.Всякие изменения во что-то обходятся. Обширные инновация стоят дорого, но если их не проводить, то это обходится
во много раз дороже. То же самое относится к хозяйственным экспериментам. С другой стороны, цена ошибок
продолжает расти куммулятиыю. Соответственно повышается значимость хозяйственного экспериментирования и
оправдан рост расходов на их проведение. "Платить" при проведении инновации нужно - это, в общем, большинству
хозяйственных руководителей понятно. Непонятно - когда, кому, в какой очередности, в какой форме и сколько следует
платить. Опыт показывает, что если платить в фазе "запрягания", т.е. провести эту фазу как нужно, то можно
обойтись значительно меньшими расходами и достичь более быстрого положительного результата со значительно
меньшими отрицательными последствиями, нежели в том случае, если в этой фазе стараются добиться максимальной
экономии. Расходы на ломку противодействия, на преодоление пассивности, равнодушия, безответственности (т.е.
эффектов субъективного отчуждения) оказываются," как правило, большими, но, что более важно, ошибки, допущенные в
орагнизационной фазе инновации, часто вовсе непоправимы.
20.В фазе углубления происходит количественное изменение параметров совершенствуемого явления или процесса.
Неуверенность людей и шаткость дела в начале формируется постепенно в ясную тенденцию, что заменяет ранее
действовавшие нормы, порядки, представления, ожидания. Постепенно фаза углубления инновации перерастает в фазу
ее развития.
21.В фазе развития происходят качественные сдвиги в структуре и функционировании изменяемого явления или процесса,
а также качественные изменения в сознании людей, участвующих в данном инновационном процессе, появляются новые
представления, интересы, ориентации и т.д., ранее принадлежавшие другим людям, нормы и ценности интериоризируются.
22.Фазой созревания мы называем состояние инновационного процесса, когда инновационная идея превращается в собственную
убежденность людей, связанных с данной инновацией, когда новая мысль,ставшая "своей", начинает поиск'своей материализации.
В этой фазе люди приходят к ощущению грани, пределов возможного нахождения в данном качестве. Противоречия со"средой или
представлением о возможной и необходимой среде становятся побудителем к решительному действию, а возможность продолжать
по-старому становится бессмысленной и аморальной.
23.Следующая фаза инновационного процесса называется фазой меры. Зрелость, достижение чувства меры, является
необходимой, однако недостаточной предпосылкой перехода в следующую, казалось бы,естественную фазу отрицания.
Между фазами меры и отрицания расположена фаза дополнения.
24.Фаза дополнения заключает в себе некоторое воздействие со стороны, что, как последняя капля, как искра,
как необходимый толчок или импульс вызывает движение, срабатывает как курковый механизм. Одна из наиболее
весомых предпосылок успешного руководства заключается в способности прогнозировать и своевременно охватывать
наступление "меры", т.е. "переполнение чаши", чтобы своевременно (опережающе!) в нужном направлении и в нужных
дозах оказывать управленческое воздействие в нужном месте, необходимыми средствами и в правильной
последовательности, через наиболее пригодных людей.
25.Следующая фаза - отрицание. Это такое состояние, при котором старое уже не действует, а нового еще нет, т.е.
речь идет о промежуточном состоянии. В объективно складывающейся фазе отрицания процесс, по всей вероятности,
наиболее лабилен, поэтому имеются основания полагать, что именно в фазе отрицания больше всего шансов на успех
целенаправленного воздействия на процессы, на подчинение их посторонней воле.
26.В фазе творчества отрицание старого вырастает в образование нового. Дезинтегрирующая тенденция заменяется
интегрирующей, формируются принципы и критерии, согласно которым инновационный процесс переходит в фазу
упорядочения.
27.Б фазе упорядочения формируется новая структура, устанавливаются новые связи, зависимости и функции, происходит
становление чувства новой целостности.
28.В фазе стабилизации принципы и критерии, признанные в начале предварительными, превращаются в нормы и ценности,
признание и следование которым воспринимается другими как символ "свой". Начальная структура закрепляется в порядок
вещей, связи-зависимости вырастают в традиции. Формируется инфраструктура. Наши наблюдения свидетельствуют о том,
что возведение инфраструктуры - не менее важное мероприятие, чем формирование основной структуры или подструктур.
29.Управленческие воздействия, которые производятся в промежутке между организационной фазой и фазой меры называются
предварительным воздействием. Воздействия в фазах дополнения, отрицания и творчества называются основным воздействием.
Те воздействия, которые применяются в фазах от упорядочения до стабилизации, называются вспомогательным
воздействием.
30.Фазы стабилизации, созревания и меры могут рассматриваться как проблемная ситуация. После предварительного
проведения необходимых исследований соответственно может быть выведена проблема и найдена удовлетворительная
инновационная идея (программа) , проведены проектирование и экспериментирование. В таком случае следуют
организационная фаза, фаза углубления и т.д. Но если даже фаза меры проблемной ситуацией не ощущается и процесс
продолжает протекать согласно своей внутренней логике, наступает через фазу дополнения фаза отрицания, а за ней фазы
творчества и упорядочения. Теперь процесс опять достигнет фазы стабилизации, созревания меры, которые могут быть
оценены как проблемные ситуации и служить основанием выработки инновационных идей (программ) В противном случае
объективно наступит фаза отрицания отрицания.
Диалектика субъективного и объективного, в том числе управления и саморегуляции представляет собой базисную
проблематику как инноватики, так и экспериментики. Управленческое воздействие может быть оказано процессу в его
любой фазе, в то же время постоянно влияют движущие, тормозящие, ускоряющие, замедляющие и другие объективные
общественные силы. Все фазы процессов, рассматриваемые нами, протекают в диалектическом единстве объективных и
субъективных факторов.
31. Инновационный процесс,как и хозяйственный эксперимент,
представляет собой квартекспроцесс. Оценить их эффективность
представляется возможным не на основе оценки соответственно самого инновационного процесса и эксперимента или даже на
основе их непосредственно складываемых результатов, а на основе конечных результатов как состояния измененного явления
или процесса, людей, причастных к этим изменениям и их среды как в узком, так и в широком смысле.
Всесоюзная научно практическая конферения "Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования", 15-17 ноября 1981 г.,Таллин.