УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ В АНАЛИЗЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Ключевой проблемой современного этапа научно-технического развития СССР является необходимость поиска резервов интенсификации развития
народного хозяйства, что порождает потребность в исследовании и создании организационно-экономического механизма, способного решить эту задачу.
Все изменения в технологии производства и технологии управления осуществляются в рамках инновационного процесса [1;3;4;19], в силу этого
создание механизма перевода экономики *а интенсивный путь развития означает формирование характеристик ?нновационного процесса (ИП),
обеспечивающих практическую реализацию требования интенсификации.
Таким образом, на современном этапе исследования инновационных процессов коренным вопросом становится выявление характеристик
инновационного процесса, которые позволили бы обеспечить, во-первых, интенсивный характер внедряемых мероприятий (новшеств), во-вторых,
активизацию инновационной деятельности [9; 10].
Для дальнейшего изложения важно обсудить вопрос, какими свойствами обладает целостная система показателей и почему так важно в исследовании инновационного процесса опираться на подобную систему показателей. Совокупность показателей, образующая систему, представляет лишь ограниченную часть всей совокупности данных, отражающих процесс или поведение объекта исследования. Исследователь всегда стоит перед необходимостью при формировании системы показателей руководствоваться некоторой концепцией, задающей критерии отбора и упорядочения. Оценивая качество системы социальных индикаторов, Н. И. Лапин пишет: «...Многие участвующие в построении глобальных моделей специалисты не осознали необходимость руководствоваться при отборе социальных индикаторов некоторой социально-философской концепцией, задающей общетеоретические критерии такого отбора» [8, с. 225]. Сказанное выше целиком и полностью относится к проблеме формирования системы показателей инновационного процесса.
Концепция инновационного процесса шире концепции научно-технического прогресса (НТП), фиксирующей лишь результаты усилий по внесению
изменений в технологию. Проблематика НТП разрабатывалась в течение последних десятилетий весьма активно, тем не менее многие ключевые
вопросы развития, такие как, оценка инновационной деятельности, анализ «жизненного цикла технологии (новшества)» и процесса формирования и
реализации «потенциала развития», остались вне поля зрения исследователей НТП. Принятие за основу исследования концепции «жизненного цикла
технологии (новшества)», введение в.анализ социальных факторов экономического роста (понятие «инновационной деятельности») существенно
меняют массив данных, служащих информационной базой исследования. Являясь сложным процессом, инновационный процесс должен
характеризоваться системой свойств, включающей как элементарные (атомарные) свойства, так и интегральные (например, «управляемость»
инновационным процессом, «инерционность» технологии). Это неизбежно порождает у исследователя потребность в выявлении совокупности
признаков, позволяющих осуществить построение целостной системы свойств, присущей инновационному процессу. В процессе анализа объекта
исследователь проходит логическую цепь «состав — структура — свойства — поведение». Следует сказать, что ИП с этой точки зрения
представляет объект, отличающийся крайней разнородностью элементов, задающих обобщенные характеристики ИП (например, наряду с
таким привычным элементом анализа НТП, как научно-технический потенциал, в анализе инновационного процесса неизбежно придется прибегать к
использова«ию такого элемента, как социально-экономические условия нововведений, получившие название «инновационный климат»). Кроме того,
в анализе инновационного процесса недостаточно говорить о жесткой системе отношений, так как система, управляющая инновационным процессом,
носит ярко выраженный функциональный характер: элементом инновационного процесса может стать любой элемент производственной системы,
если он осознано или неосознанно участвует в реализации функции развития. Вышеописанные свойства ИП не являлись объектом анализа в
исследованиях НТП, что без сомнения вызовет расширение списка используемых признаков.
Переход от концепции НТП к концепции ИП, применение современных методов анализа данных вызывают изменения в составе используемых данных.
Совокупность показателей должна позволить решать задачи конструирования и описания как для количественных, так и для качественых признаков:
«Много лет назад казалось, что с развитием техники и теории измерений произойдет замена качественных данных данных количественными.
Опыт эмпирических исследований, накопленный в мировой практике за последние десятилетия, заставляет думать, что для большинства
социальных индикаторов их качественная природа обусловлена фундаментальными свойствами социального объекта» — пишет С. В. Чесноков
[18, с. 7]. Кроме того, признаки, с которыми работает исследователь ИП, и задачи, которые ему приходится решать, имеют междисциплинарный
характер, что требует совместимости методов измерения первичных показателей, относящихся к различным традиционным областям исследования,
таким, как социология, юриспруденция, экономика и т. д. Сказанное выше легко пояснить на таком обобщенном показателе инновационной
деятельности, как «принятие задачи нововведения». На первый взгляд, показатель имеет чисто социально-психологическую природу, и соответственно
возможно применение методов измерения, принятых в социальной психологии. Тем не менее при более глубоком анализе становится очевидным,
что методами социальной психологии подобный показатель измерить невозможно, так как частично он будет определяться вкладом участника
инновационного процесса в повышение эффективности производства, целиком являющейся объектом экономических оценок. Таким образом,
компоненты показателя имеют различную природу и измеряются методами различных научных дисциплин, что приводит к необходимости учета
совместимости методов, применяемых для оценки компонент показателя.
Целостность системы показателей определяется еще одним качеством: возможность органичного упорядочения массива данных в соответствии
с находящей в нем отражение концепцией. Потребность в структуризации массива данных вызывается не только необходимостью формирования
информационно-поисковых систем: методы современного факторного анализа качественных признаков успешно работают, как правило, лишь на
структуризованном массиве данных. Поэтому от удачности выбора принципа структуризации системы показателей зависят точность и адекватность
оценок свойств, получаемых на пространстве признаков. Более того, логика анализа предполагает разделение факторов на управляемые и
управляющие, что, требует массива данных, структура которого позволяет формировать задачи не только на входе — выходе системы в целом, но и
для каждого элемента в отдельности.
Целью данной работы является обсуждение принципов формирования и упорядочения целостной системы показателей инновационного процесса,
отражающих как качественную природу инновационного процесса, так и требования, предъявляемые к данным современными методами научного
анализа, потребностями планирования социально-экономического развития.
По мнению авторов, языком описания концепции ИП может стать язык модели форрестеровского типа [17]. Преимущество этого языка заключается
не только в том, что он способен описывать динамику явления, но и в том, что он позволяет упорядочить взаимосвязи в системе, элементы самой
системы и типы действующих в системе преобразований. Система показателей, сформированная на основе подобной концептуальной модели,
позволит изучить свойства инновационного процесса и разработать вопросы «управляемости» ИП, что является конечной задачей изучения ИП.
Уточним основные понятия языка модели форрестеровского типа, затем обсудим особенности понятий, формирующих структуру концептуальной
модели ИП. В дальнейшем изложении концептуальную модель ИП будем называть «уровневой» моделью. В качестве исходных у Дж. Форрестера
[17] используются следующие понятия: «уровень», «поток», «канал информации», «вентиль» (преобразователь потока), «вход — выход потока».
Элементарная структура модели Дж. Форрестера выглядит следующим образом (см. схему на рис. 1):
Рис. 1. Схема структуры модели форрестеровского типа
Понятие «уровень» характеризует накопление внутри системы и определяется количественно как разность между входящими и
выходящими потоками. В качестве уровня могут выступать, например, «численность работающего персонала», «объем складских запасов» и т. д.
Выделяется шесть видов потоков: 1) информация, 2) материалы; 3) заказы, 4) денежные средства, 5) рабочая сила, 6) оборудование. «Вентиль»
означает преобразование потока либо материального, либо информационного. Преобразование потока информационного является функцией решения
управляющих элементов.
1 Имеется в виду, что существует определенный носитель этого потенциала — организация, отрасль и т. п. — объект, способный осуществлять изменения технологии.
Рис. 2
1 Мероприятия осуществляет субъект, владеющий той технологией, ИП которой рассматривается.
пешности ИП) в терминах «уровневой модели». У Б. Г. Миркина утверждается: «Обогатить теоретические представления можно двумя основными способами
(а также их комбинацией): введением новых терминов и установлением новых связей-закономерностей между терминами. В соответствии с этим существует два типа задач
анализа данных — конструирование (новых признаков) и описание (одних признаков через другие)» '[13, с. 10]. Структура «уровневой» модели позволяет формировать задачи
обоих типов как для системы в целом, так и для ее отдельных элементов (уровней и потоков). Уровневая модель представляет описание системы с обратной связью, что
наиболее существенно в моделировании и анализе инновационного процесса: идея цикличности инновационного процесса, жизненного цикла технологии в целом и
новшества в частности, может реализовываться только в модели с обратной связью. Для «уровней» возникает задача конструирования обобщенных оценок их состояния,
причем подобные оценки проводились для научно-технического уровня и организационного уровня технологии [7; 15]. Применяя таксономические методы, возможно
оценить влияние величины потока на величину сдвига в технологии, который он вызывает, что создает основу для изучения свойства «управ-емости» инновационного
процесса.
N. Характер установок Предписываемые нормы Неформальные нормы
Степень точности
определения ситуации регрессивные прогрессивные регрессивные прогрессивные
Адекватное
Неточное •
Ошибочное • .
стоящее время не осуществляется анализом деятельности предприятия. Это приведет к необходимости привлечения сотрудников заводоуправления к
сбору дополнительной информации, что возможно лишь при заинтересованности управляющих в решении задач диагностического анализа ИП.
В заключение следует сказать, что возможности использования «уровней» модели в качественном и количественном анализе ИП определяются тем,
насколько успешно будут разрабатываться вопросы нормативных измерений ИП.
Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. — М.: Политиздат, 1983.
А теперь используем язык подобного типа для описания инновационного процесса.
Вопросы перехода от «уровневой» концептуальной модели к модели ИП, обладающей расчетными возможностями, выходит за рамки настоящей
работы. Мы концентрируем внимание на построении концептуальной модели. Следует заметить, что нам приходится расширить содержание понятий
«уровень» и «поток». Это связано не только с чисто содержательной спецификой ИП по сравнению с объектами моделирования Дж. Форрестера, но
и с тем, что его модель не была предназначена для описания структурных изменений в системе, в то время как при исследовании ИП изучение
подобных вопросов является наиболее важным моментом исследования. Более того, описание состояния «уровней» и «потоков» в нашем случае
невозможно без привлечения качественных признаков, отсутствующих в исследовании Дж. Форрестера, что, без сомнения, осложнит анализ, а в
будущем — конструирование имитационной модели ИП.
Перейдем к обсуждению понятий, формирующих «уровневую» модель ИП. Прежде всего обратимся к понятию «технология», которое является
одним из центральных в анализе ИП. В 1976 г. в Лаксенбурге в Международном институте прикладного системного анализа проф. Г. М. Добров
выполнил работу: «Динамика и управление технологическими изменениями». В работе [6] приводится расширенная трактовка понятия «технология» и
предложена схема «жизненного цикла технологии».
Отметим 2 аспекта определения технологии [6], имеющие значение для дальнейшего изложения:
технология как совокупность технических средств (Т), информация о методах и процедурах, обеспечивающих эффективное использование этих
средств (И), и организация, обеспечивающая взаимодействие внутри системы и взаимодействие с внешними системами (О);
технология как процесс организованной активности по управлению ее развитием.
Опираясь на системное определение технологии Г. М. Доброва и понятие качественной разнородности ресурсов, введенное Ю. В.
Яременко, обратимся к понятию «инновационный потенциал»1, которое яв-ляется_ключевым в анализе ИП, ибо процесс социально-экономического
развития есть ни что иное, как процесс формирования в рамках существующей технологии «инновационного потенциала» и процесс его реализации.
Величина инновационного потенциала определяется не только количественными характеристиками технологии (доля прогрессивного
оборудования — качественных ресурсов в терминологии Ю. В. Яременко — доля базовой технологии, доля устаревшего оборудования), но и
качественными характеристиками (инерционность и гибкость технологии, зависящие от уровня интеграции технологических процессов,
восприимчивость технологии к новшествам различного типа. Перечисленные качественные характеристики технологии до сих пор не являлись
объектом анализа ни в научных исследованиях, ни в практике долгосрочного планирования, что часто негативно сказывается на процессах
внедрения и тиражирования новшеств, при отборе которых упомянутые свойства не принимались в расчет. В работе Т. А. Эленурма
вводится понятие «потенцил внедрения», определяемое следующим образом: «Отношение совокупности условий и ресурсов организации к системе
необходимых предпосылок внедрения определенной новой организационной структуры целесообразно рассматривать как потенциал внедрения
данной организации» [19, с. 41]. С нашей точки зрения понятие «инновационный потенциал» шире, чем «потенциал внедрения», так как оно охватывает
не только характеристики, определяющиеся степенью развития технологии (гибкость технологии, новая техника), но и характеристики
«инновационного климата» (социально-экономические условия принятия и внедрения инновационных решений), характеристики инновационной
деятельности, проектного потенциала (проекты мероприятий, готовые к внедрению) и характеристики условий воспроизводства сырья,
материалов и трудовых ресурсов. В работе сотрудников ВНИИСИ[11] были введены понятия «потенциал нововведения» и «инновационный
потенциал организации», что отражает свойство многоуровневости «инновационного потенциала», нас же в большей степени интересуют признаки,
формирующие содержание понятия «инновационной потенциал». Можно утверждать, что «инновационный потенциал» — эта категория, выражающая
способность существующей технологии и ее агентов создавать и реализовывать возможности развития. Такую трактовку «инновационного
потенциала» можно отразить следующей схемой (рис. 2).
На ее основе сформируем уровневую модель ИП (см. рис. 3). В качестве уровней в ней выступают технология и признаки инновационного потенциала. Потоками в модели будут являться потоки мероприятий и информации. Структура потоков определяется распределением мероприятий1 по глубине перестройки технологии (рационализация, модернизация, реконструкция, принципиально новое мероприятие).
Рис. 3
Последовательно опишем назначение потоков и типы преобразований, меняющие величину потоков.
I, II — потоки мероприятий, соответственно поддерживающие уровень базовой и прогрессивной технологии;
III — поток мероприятий, увеличивающий долю прогрессивной технологии;
IV, V — потоки соответствующие устареванию базовой и прогрессивной технологии,
VI -г поток мероприятий, обеспечивающих выбытие у устаревшей,br>
техники и технологии;
VII — поток, изменяющий состояние источников сырья;
VIII — поток, формирующий проектный потенциал.
Информационные потоки:
1, 2, 3, 4 — потоки решений относительно структуры списка мероприятий;
5, 6 — потоки решений о мероприятиях, изменяющих уровни инновационного климата и инновационной активности;
7А, 7Б, 7В — потоки, информирующие о состоянии технологии
8А, 8Б, 8В — потоки, информирующие управляющий уровень о состоянии источников сырья;
9 — поток, информирующий о состоянии проектного потенциала. «Уровневая» модель допускает увеличение числа уровней и
количества потоков в зависимости от позиции исследователя и задач исследования.
Интерпретируем задачи исследования ИП (изучение способов формирования желаемых характеристик ИП, формирование
критериев ус-
Задачи многофакторного анализа легко формируются для исследования зависимостей между признаками инновационного потенциала, характеристиками
инерционности технологии и изменениями в технологии при условии выработки оценок качественных признаков, доминирующих в описании инновационного
потенциала. На «уровневой» модели возможно проведение качественного анализа межуровневых взаимодействий, необходимых при прогнозировании
социально-экономических последствий изменений в технологии. Раскроем это на примере изменения «иновационного климата». Определяющим фактором уровня
инновационного климата, с нашей точки зрения, является соблюдение систем норм, задающих уровень инновационной активности. Изменение системы норм приводит
к изменению уровня инновационной активности, что начинает влиять на воспроизводственную структуру отбираемого для внедрения списка мероприятий, что в свою
очередь предопределяет глубину технического перевооружения технологии. Аналогичные цепи взаимных влияний можно сформировать для всех факторов,
определяющих «уровни» нашей модели.
Охарактеризовав некоторые задачи, возникающие в связи с «уровневой» моделью, обратимся к ее роли в формировании системы показателей ИП. «Уровневую» модель
можно рассматривать как модель порождения массива данных, а структуру «уровневой» модели — как структурообразующий фактор системы показателей ИП:
названия потоков и уровней формируют названия группировок показателей. Возни* кает лишь одна дополнительная группировка показателей, когда исследователь
выходит за рамки ИП и наблюдает его с метауровня, — группировка «жизненный цикл технологии» — отражающего характеристики ИП как целостного объекта
(например, скорость обновления технологии). Перечень группировок нельзя считать окончательным: в процессе изучения нововведений концептуальная модель будет
усложняться (увеличится число уровней и потоков), что повлечет за собой увеличение числа группировок и расширение содержания каждой отдельной группировки.
Требует внимания еще один аспект использования системы показателей: язык системы показателей определяет успешность исследования не только с точки зрения
глубины постановки проблемы и точности измерений. Фактически язык системы показателей предопределяет степень взаимопонимания и взаимного участия
исследователей и реальных или потенциальных потребителей результатов исследования. Система показателей, удовлетворяющих современным требованиям
исследования, как уже отмечалось выше, во-первых, включает как количественные показатели, так и качественные, что делает ее непривычной
Для руководителей производств и лиц, участвующих в процессах планирования развития науки й техники; во-вторых, на основе уровневой модели
могут создаваться не стоимостные оценки научно-технического развития [7; 14; 15], что затрудняет использование подобных оценок в анализе
инновационной деятельности на фоне существующих — опять же — привычных стоимостных оценок деятельности предприятия. Решения июньского
(1983 г.) Пленума ЦК КПСС [1] о необходимости «разработать систему организационных, экономических и моральных мер, которая заинтересовала
бы в обновлении технологии и руководителей, и рабочих и, конечно, ученых и конструкторов» обращены в одинаковой степени и к работающим в
производстве и к исследователям, находящимся вне процесса производства. В настоящее время у руководителей предприятий возникает интерес к
исследованиям возможностей управления научно-техническим развитием и прежде всего поиска возможностей оценки долгосрочного эффекта от
внедрения мероприятий различных типов, а также факторов, определяющих инновационную активность отдельных подразделений предприятия.
Осознанная необходимость проведения диагностического анализа процессов социально-экономического развития, осложняется следующими тремя
факторами. Во-первых, в структуре заводоуправления не существует подразделения, функцией которого являлся бы анализ резервов развития,
функция же составления планов развития науки и техники рассредоточена между таким количеством исполнителей и отделов, что общая перспектива
развития (если она сформулирована) теряется в множестве планов, по которым распределены мероприятия текущего года. Во-вторых, все
используемые плановые показатели являются либо чисто техническими, либо экономическими. Все это приводит к тому, что исследования,
выходящие за общепринятые рамки технико-экономической проблематики, в лучшем случае пробуждают интерес к возможности системного
исследования в далекой перспективе, в настоящее же время эти исследования не вписываются в структуру осознанных целей и задач анализа
деятельности предприятий. (В качестве примера можно привести задачу многоаспектной классификации списка мероприятий плана, Не
существляемую в настоящее время, в то время как эта задача является основной в решении задачи оценки долгосрочной компоненты
эффективности мероприятия). В рамках хозяйственного объекта в настоящее время еще не созрела явная необходимость в постановке и решении
задачи последовательного поиска резервов интенсификации, а значит, активного изучения проблем инновационного процесса. Входящие в план
текущего года ресурсы развития не идентичны потенциалу развития, присущему данному производственному объекту. Обеспечение в будущем
возможности получения оценок использования потенциала развития зависит от того, будут ли введены в систему исследуемых показателей
качественные признаки, на основе которых будет строиться оценка «инновационного потенциала».
Таким образом, существующая система показателей НТР является тормозом не только для исследователей, ограниченных существующей системой
показателей, но и для прогрессивных руководителей производства, осознавших потребность поиска и использования в практической деятельности
факторов, управляющих процессами социально-экономического развития.
Оценим ситуацию, в которой оказывается исследователь, начинающий системный анализ ИП: лишь незначительная доля первичных показателей ИП
входит в государственную статистику (формы ЦСУ: 2, 7,10).
В основе существующей системы показателей НТП, обеспечивающей нужды планирования и управления научно-техническим развитием, лежит
методология планирования народного хозяйства. В начале 70-х годов Е. Г. Ясиным была сделана работа по классификации экономических показателей
[21]. В соответствии с основными положениями этой работы круг отчетных и плановых показателей НТП представляет собирательную группировку,
объединяющую показатели, которые характеризуют показатели развития науки (затраты на научные исследования, число и состав научных
сотрудников), освоение новой продукции, освоение новых основных фондоЁ и производственных мощностей, показатели механизации и автоматизации
трудовых процессов, показатели, характеризующие деятельность рационализаторов и изобретателей. Система показателей имеет сводный характер,
показатели отдельных группировок не образуют целостною систему, на ее основе затруднены формирование и проверка исследовательских гипотез
вне модели «затраты — выпуск». Классификация экономических показателей проводилась Е. Г. Ясиным с целью создания информационного языка,
обеспечивающего выход на машинное хранение данных, предопределило выбор формальных признаков классификации. Поэтому данную систему
показателей проблематично считать структурной моделью. Изучение упомянутых группировок, сравнение их с группировками, полученными из
концепции «жизненного цикла технологии», описанной языком «уровней» и «потоков», определяет потребность в формировании списков показателей
новых группировок, таких, как «инновационная активность», «инновационный климат», «жизненный цикл технологии», «гибкость технологии».
Введение качественных признаков в систему анализируемых показателей порождает проблему организации их сбора. Рассмотрим ее на пример
понятия «инновационный климат», являющегося обобщенной характеристикой организационно-экономических и социально-психологических условий
протекания инновационного процесса.
Если понятие «инновационная ситуация» отражает наличие объективных потребностей развития и поиск возможностей их удовлетворения, то понятие
«инновационный климат» отражает действующие установки в коллективе. Инновационный климат определяется как профессиональными,
личностными характеристиками индивидов, участвующих в инновационном процессе (уровень квалификации, инновационная активность,
государственность в нравственных установках деятельности), так и нормами экономической деятельности, ориентирующей инновато-ров на стиль
разрешения инновационной ситуации. Процесс формирования списков мероприятий подвержен постоянному давлению со стороны необходимости
разрешать противоречие: «текущие потребности — потребности долгосрочного развития». В настоящее время долгосрочные потребности в
производственных предприятиях не являются пока объектом пристального' анализа, и нормы, определяющие отбор списка мероприятий, в связи с
курсом на интенсификацию начинают устаревать скорее, чем требует реальная обстановка. Возникает диспропорция между требованием частично
устаревших норм и реальными требованиями ситуации, что приводит к возможности произвольного принятия решения в некотором коридоре решений.
Можно привести следующую таблицу, отражающую возможные стили разрешения инновационной ситуации (см. табл.).
При решении проблем, требующих мероприятий с горизонтом долгосрочного планирования, возможно любое решение из отраженных в таблице.
Не все из них положительно характеризуют управляющих. Исследователь, ставящий целью оценку стиля разрешения инновационной ситуации, может
поставить себя в конфликтную ситуацию по отношению к предприятию, на котором он хотел бы получить необходимую информацию, если не будет
достигнуто взаимопонимание на уровне целей и задач исследования.
В сборе группировки показателей по гибкости технологии существуют сложности другого плана: эта группировка призвана обеспечить •получение
оценок гибкости технологии, предполагающее изучение степени связности технологических цепей «продукт — процесс», что в на-
ЛИТЕРАТУРА
Антонюк В. И., Моченов Г. А. Исследование некоторых параметров социально-психологического климата в научных коллективах. —
Планирование и управление в научных коллективах.М.: Наука, 1981.
Вооглайд Ю: Методологические проблемы классификации и структурирование инноваций. — Таллин: ЭСНТО, 1981.
Вооглайд Ю., Рейнер Л. О структуре инновационного процесса. — В кн.: Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования. Таллин, 1978.
Вооглайд Ю. Некоторые вопросы проведения познавательной фазы и прочих исследований по ходу инновационного процесса и хозяйственного экспериментирования.— В кн.: Проблемы
управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования. Таллин, 1978.
Dobrov G. Systems assessment new technology in decision — making in govenment and industry. Working paper of I IAS A, 1977.
Изменение НТП предприятий и объединений промышленности. — Л.: Наука, 1980.
Лапин Н. И. Проблема социальных индикаторов в системах, моделирующих глобальное развитие. — В кн.: Системные исследования. М.: Наука, 1978.
Лапин Н. И. Интенсификация инновационных процессов — стратегическая задача теории и практики нововведений. — В сб.: Инновационные процессы. М., ВНИИСИ, 1982.
Лапин Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений. — В кн.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., ВНИИСЙ, 1980.
Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях.—.В кн.: Структура инновационного процесса. М., ВНИИСИ, 1981.
Марушкина М. А. К вопросу формирования системы индикаторов инновационного процесса. — В кн.: Совершенствование планирования инвестиционного процес-
са — важнейший фактор ускорения интенсификации производства. М., НИИ при Госплане СССР, 1983.
Миркин Б. Г. Анализ качественных признаков и структур. — М.: Статистика, 1980.
Лаповян С. С. Математические методы в социальной психологии. — М.: Наука, 1983.
Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях.— М.: Статистика, 1980.
Сазонов Б. В. Проблема построения общей теории инновационных процессов.— В сб:: Инновационные процессы. М., ВНИИСИ, 1982.
Форрествр Дж. Основы кибернетики предприятия. — М.: Прогресс, 1971.
Чесноков С. В. Детерминационный анализ социально-экономических данных.— М.: Наука, 1982.
Эленурм Т. А. Исследование проблемы внедрения в процессе совершенствования организационных структур. — В кн.: Проблемы инноватики и экспериментам!, Таллин, 1981.
Яременко Ю. В. Методологические принципы анализа структуры экономики. — Экономика, и математические методы, 1979, т. XV, вып. 3.
Ясин Е. Г. Экономическая информация. — М.: Статистика, 1974.