Путь
расширения сознания сложен тем, что он требует напряженной
личной внутренней работы каждого человека, выбравшего этот
путь — путь собственной трансформации. Человек XX в. жил в
состоянии разорванного сознания: между материалистическим
мировоззрением и внутренним духовным светом. Человеку рубежа
XXI в. дается шанс обрести целостность сознания, а себя — как
частицу Вселенной. Каждый оказался перед выбором: погибнуть
под обломками внешних и внутренних конфликтов или,
трансформируя свое собственное сознание, обрести гармонию с
миром. Внетехнологический путь не предполагает на рубеже XXI
в. новый всплеск луддизма. Внетехнологический путь акцентирует
внимание на развитии самого человека, его сознания, его
способности обрести гармонию с миром. Отличительная черта
внетехнологического пути: никто за конкретного человека не
сможет осуществить трансформацию его сознания — это глубоко
личный путь, который каждый человек должен пройти в одиночку.
Поэтому поразительно современно звучит завет, который нам
оставил удивительный французский мыслитель Э. Шюре на рубеже
XX в., завет, который непосредственно апеллирует к сознанию
человека, его разуму : «Если она (Европа. — М.М.) будет
продолжать по-прежнему жить во взаимной вражде вместо того,
чтобы образовать союз, скрепленный единственно ценным
авторитетом науки, опирающейся на религию, если погасив ту
веру, которая не что иное, как свет разума, питаемый любовью —
она будет продолжать двигаться по тем же линиям нравственного
и общественного вырождения — в таком случае ее цивилизация
рискует погибнуть сперва под обломками социальных переворотов,
а затем — от вторжения более молодых рас» [11]. Иными словами,
наука и религия должны мирно найти ту точку, где наука
становится религией, а религия — наукой.
Но
не следует переоценивать роль расширенного сознания в выборе
личного пути человека. Расширенное сознание — это инструмент,
средство для человека в его сверхзадаче поиска смысла бытия. В
книге «Тайна кириллицы» [12] А.В. Зиновьев открывает
зашифрованную Кириллом и Мефодием в кириллице заповедь
русскому человеку: «Родоначально Первый, ведай учение,
говори-поступай добронравно, по естеству. Живи мирно. Усердно
работай, землю люби, исполняй долг. Как люди мыслящие станешь,
наш брат духовный, мудрый. Изречешь слово твердое, укрепишь
закон высший. Слава вечная! Крещеная душа благовествует в раю
вечно». В целом духовная культура как русская, так и мировая —
это история поиска человеком смысла бытия, отличного от
обыденной необходимости поддерживать свое телесное
существования. Один из известнейших современных буддийских
монахов Тендзин Вангьял Ринпоче так говорит в одной из своих
книг: «Истинная суть жажды, которая нас терзает — жажда
постичь свою истинную природу». Религиозная история дает нам
ярчайший пример поиска духовного смысла жизни человека в лице
средневекового итальянского монаха Савонаролы. Он в попытке
противодействия созданию первого банка в Европе во Флоренции
поднялся до такой вершины духовного напряжения, что его
услышали — лучшие художники Италии несли свои картины на
добровольное сожжение в качестве принятия принципов
нестяжания, провозглашаемых Савонаролой. Но протестантский
дух, в своем поклонении золотому тельцу отказавшийся от Живого
Бога, победил — Савонарола был публично сожжен.
<История
России дарит нам предания о духовных подвигах средневековых
православных монахов, которые в настойчивой потребности
стяжать Духа Святого становились отшельниками, строили
пещерные храмы, становились столпниками. Около 1000 монастырей
и 100000 православных храмов было построено на Руси, и
практически основная их доля была построена до царствования
Петра I. Эти монастыри и храмы наряду с летописями являются
единственными зримыми памятниками культуры средневековой
России, но как много они говорят живой душе, чутко
прислушивающейся к языку этих твердынь России, хранящих тайну
иноческих поисков Божественной Истины.
Духовное
пространство России создавалось как минимум тысячелетие —
средневековыми монахами в монастырях, которые были не только
центрами православной веры, но и центрами распространения
культуры (в них переписывались и распространялись книги, были
созданы художественные и архитектурные мастерские, создавались
школы, больницы, дома призрения), писателями и поэтами,
воинами и врачами, путешественниками и педагогами, музыкантами
и купцами. В России огромное количество храмов, школ, больниц
и музеев были созданы купцами. Следует отметить, что только в
Средние века, с Х по ХVI в., духовные чаяния народа, церкви и
светской власти в лице великих князей звучали в унисон —
начиная со времен воцарения Романовых, духовная доминанта как
бы покинула имперский дух, и пути духовных исканий
православной церкви, государства и человека разошлись.
Православная церковь незыблемо хранит свои устои, свой
божественный молитвенный настрой, на который более или менее
успешно пытается настроиться обычный человек, чья социальная
жизнь своим материальным и протестантским духом ежесекундно
испытывает на прочность его духовные порывы.
Однако
никогда русская духовность не испытывала такого натиска
протестантского духа, как в наше время, время так называемых
экономических реформ. Протестантский дух, утверждающий деньги
в качестве единственного бога на Земле и собственно являющийся
той идеологической основой, на которой построена принятая
научная парадигма, пытается утвердиться в русском духовном
пространстве. Как уже говорилось, научная парадигма,
порожденная протестантским духом, оказалась несостоятельной
перед лицом проблем, которые ждут своего решения много веков,
— мира и благоденствия на Земле. При этом те люди и партии,
которые являются апологетами протестантского духа в России,
опираются в своем ограниченном мировоззрении (хотелось бы
думать, что делают они это неосознанно) на эту устаревшую и не
работающую научную парадигму. Как никогда раньше работает
принцип — если государственные проекты не отвечают поискам
смысла жизни человека, они обречены на неудачу. Инвестиционные
проекты будут успешны ровно настолько, насколько они созвучны
напряженной потребности личности современного русского
человека обрести смысл жизни и гармонию с собой, семьей и
миром в этой разламывающейся на глазах действительности.
Можно
привести совершенно удивительный пример: в Егорьевском районе
Московской области была освящена церковь, которую построила
пенсионерка Зоя Федоровна Зрелова. Ничем, кроме своей пенсии,
не располагавшая, она, выражаясь научным языком, оказалась
блистательным менеджером по управлению собственным проектом —
решив в своем селе построить церковь, она смогла объединить в
этой соборной идее многих незнакомых людей, тех, которые
давали деньги, тех, которые давали материалы, и тех, которые
строили. На реализацию этого проекта ушло всего 2-3 года.
Молодые реформаторы поставили Россию на дыбы — но в этом хаосе
я вижу одно направленное движение: осознавая или нет, молодые
или старые, все двинулись на поиск смысла бытия.
Не
экономическая эффективность инвестиционного проекта, оцененная
в соответствии с убогой, но принятой Мировым банком, методикой
ее оценки, а способность инвестиционного проекта обеспечить
жизнь личности в соответствии с обретенным смыслом является
решающим фактором для выбора инвестиционного проекта в наше
время.
Экономическое
возрождение России невозможно без государственного
регулирования, предполагающего наличие осмысленной
инновационной стратегии России. Инновационная стратегия,
определяя приоритеты государственной поддержки отечественных
производителей, позволяет принимать стратегические решения как
органам власти, федеральным и муниципальным, так и
отечественным производителям. Такие регуляторы, как долевое
государственное финансирование приоритетных инвестиционных
проектов, льготное кредитование, гарантия международных
кредитов, налоговые и иные льготы, в состоянии определить ту
меру соотношения сотрудничества и конкурентности, которая
может начать формировать ядро развивающегося сектора
эффективной экономики [13].
К
сожалению, приходится констатировать тот факт, что до
настоящего момента федеральные органы, на которые президентом
возложены функции разработки инновационной политики, не
сформировали инновационную стратегию, которая могла бы стать
фундаментом развития эффективной и конкурентоспособной
экономики России. Опубликованная концепция инновационной
политики и многолетние попытки Министерства технологий РФ и
Министерства экономики РФ выпустить закон об инновационной
деятельности исчерпывают все сделанное в инновационной сфере
России за все годы перестройки. Приоритеты финансирования
инвестиционных проектов с участием бюджетных средств вышли
отдельным документом. Этот документ находится как бы в тени
концепции инновационной политики, но значение его невозможно
недооценивать, ибо он является главным критерием при выделении
государственных средств в финансировании инвестиционных
проектов.
Приоритеты
научно-технического развития России определялись коллективом
научных экспертов численностью около 150 человек. При этом
применялись экспертные оценки, методики которых были
заимствованы в США начала 70-х гг. в условиях «железного
занавеса», а значит, информационной изолированности. За 25 лет
в мире сформировалось планетарное информационное пространство,
создана мировая сеть STN, содержащая исчерпывающую информацию
о фактическом продвижении новых технологий в мире, но
стратегическое решение о научно-технических приоритетах России
определялось на основе субъективных мнений научных работников,
не имеющих системного представления о продвижении конкурентных
технологий. Для специалиста, знакомого с методиками оценок
эффективности технологий, совершенно очевидно, что
сформированная подобным образом система научно-технических
приоритетов не имеет никакой ценности.
Но
ошибочность принятой системы научно-технических приоритетов
определяется не только этим фактором. Система приоритетов
является адекватной, если опирается на существующую в обществе
концепцию эволюционного развития этого общества.
Нет
смысла доказывать очевидный факт, что в условиях
многопартийной системы, когда ни одна партия не имеет
вразумительной программы развития страны, в России не
сформирована единая концепция эволюционного развития, что
делает уязвимым и неопределенным любое решение о
финансировании того или иного инвестиционного проекта из
бюджета. Более того, материалистическая парадигма, в рамках
которой мировое сообщество развивалось последние три столетия,
исчерпала свои возможности определять направление развития
национальных экономик.
Пришло
время признать, что эволюция сознания, самоосознающего смысл
своего существования не только на Земле, но и во Вселенной,
должна опережать развитие социума, причем сознания не только
правящей элиты, но и индивидуального сознания обычного
человека.
Концепция
эволюционного развития России не может быть создана без учета
влияния потребностей реализации современным человеком
жизненных смыслов, с одной стороны, и реальностей
существования тонкоматериальных миров и закономерностей
расширения сознания, способного эти миры регистрировать — с
другой. Концепция эволюционного развития России не может быть
создана без учета космогонической картины мира, развитой
Вернадским и его последователями — Циолковским, Чижевским,
Кондратьевым. Концепция инновационной политики России должна
содержать новые общественные цели, включающие трансформацию
человека, ядром инновационной политики должен быть человек,
развитие его возможностей: экономическая и ментальная
обстановка в России на сегодняшний день такова, что выжить в
прямом и переносном смысле не может человек, не
трансформирующий свое сознание, изменение которого позволит
ему найти новые смыслы жизни, утраченные в развале
социалистической системы. Герой нашего времени — это человек,
осознанно изменяющий себя в согласии с действующими законами
Вселенной.
Ориентация
разработки инновационной стратегии России на гармонизацию
общества через личностный рост человека, что только и может
сделать эффективной экономическую деятельность в России,
принципиально меняет приоритеты инновационной стратегии России
и принципы ее разработки. Более того, В. Бронников считает,
что в системе мирохозяйственных связей в XXI в. Россия будет
доминировать в области новых технологий развития человека. Это
и определит ее мирохозяйственную нишу.
Инновационная
стратегия России, предлагаемая государственной властью, не
избравшая своим фундаментом новое видение места человека во
Вселенной и на Земле, не столько губительна для России,
сколько бессильна — она никогда не станет идеей, организующей
деятельность людей, населяющих Россию, в преодолении барьеров,
стоящих на пути расцвета России. Кто возьмет на себя
инициативу осознания инновационной стратегии России —
политическая партия, государственная власть или отдельная
личность — покажет будущее.
Опубликовано в альманахе "Философия хозяйства", Москва, МГУ, экономический факультет МГУ,2000г.
Печчеи
А. Человеческие качества. М., 1980.
Веблен Т. Теория праздного класса М., 1984.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
Маркузе
Г. Одномерный человек. М., 1994.
Aргуэльес
Х. Фактор Майа: внетехнологический путь. Киев, 1998.
Шарден
Т. Феномен человека. М., 1987.
Катчмер
Д. Дао биоэнергетики: Восток-Запад. Киев, 1998.
Казначеев
В.П. Проблемы человековедения. М., Новосибирск, 1997.
Налимов
В.В. Реальность нереального. М., 1994.
Вашкевич
Н.Н. Системные языки мозга. М., 1998.
Шюре
Э. Великие Посвященные. СПб., 1913.
Зиновьев
А.В. Тайна кириллицы. Владимир, 1998.
Марушкина
М.А. Проблемы инвестиционного сотрудничества в инновационной
сфере России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Экономика. 1997. №6.