Геоэкономическая информационная система как основа поддержки инвестиционных решений

Разрушение в 1991 г. "железного занавеса" между Востоком и Западом открыло экономические границы России и вовлекло ее в активно протекающую в мире глобализацию экономических процессов. К этому моменту благодаря росту и развитию транснациональных корпораций уже была создана иная - экономическая - карта мира, не совпадающая с политической и отражающая контуры геоэкономических интересов транснациональных корпораций, а также зоны их реального внешнеэкономического действия.

Новые российские участники внешнеэкономических связей, не имеющие чаще всего специальных знаний и опыта во внешнеэкономической сфере, оказались перед лицом жестко поделенного мирового рынка с мощной инфраструктурой, поддерживающей этот передел. Результат сказался быстро - эффективность внешнеэкономических операций России резко упала.
Попробуем оценить роль информационного обеспечения в эффективности внешнеэкономических связей России на современном этапе. Следует отметить весьма существенный для формирования концепции информационного обеспечения внешнеэкономических связей России факт: информационная концепция зависит от внешнеэкономической доктрины России. Ориентируясь на доминирующую в России торговую доктрину внешнеэкономических связей, опирающуюся на эффективность однократной внешнеторговой сделки, следует в основу информационного обеспечения поставить текущую информацию по мировым ценам и накопление баз данных, отражающих динамику мировых цен. Если опираться на внешнеэкономическую доктрину доктора экономических наук Э.Г. Кочетова (Вестник МГУ, серия "Экономика", № 4-5, 1995 г.), то информационная система внешнеэкономических связей должна принимать вид геоэкономического атласа, содержащего сведения о региональном присутствии транснациональных корпораций, их интересах, потребностях развития и возможностях Классические вопросы экономики - что выпускать, в каком количестве и по какой цене - трансформируются в вопросы о поиске мировых стратегических партнеров, союз с которыми позволит, используя инновационные стратегии, войти со своим продуктом в распределение мирового дохода, перераспределив его в свою сторону. Таким образом, природа предпринимательских рисков кроется в поиске и выборе стратегического партнера для оперирования на мировом рынке, оценке эффективности стратегического партнерства, а также в выборе инновационной стратегии изменения доли мирового дохода при реализации продукта.
С этой точки зрения целесообразно оценить состояние информационного обеспечения внешнеэкономических связей России как в отношении органов государственного регулирования внешнеэкономических связей, так и в отношении предпринимателей, работающих во внешнеэкономической сфере. До момента либерализации российской экономики в 1991 г. все внешнеэкономические контракты готовились во Внешторге и имели информационную поддержку во Всесоюзном конъюнктурном институте при Внешторге СССР. Как правило, вся информация скапливалась у небольшого количества лиц и хранилась в виде "досье". Практически эти люди являлись носителями уникального опыта внешнеторговых связей в определенной области, и этот опыт в лучшем случае передавался из рук в руки. Естественно, что эти "досье", доступные лишь для отдельных лиц и морально устаревшие в одночасье при либерализации внешнеэкономических связей в 1991 г., не могли обеспечить информационную поддержку внешнеэкономических решений в новых экономических условиях.
Для информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности при МВЭС РФ была создана коммерческая структура "Информвэс". До настоящего времени эта структура не заявила о себе как о держателе серьезной базы данных, способной обеспечить все запросы предпринимателей в области внешнеэкономической сферы. ИНИОН РАН и ИМЭМО РАН, традиционно являющиеся источниками внешнеэкономической информации, также не смогли создать в рамках своей структуры необходимые, регулярно обновляемые базы данных внешнеэкономической информации.
Существующий информационный рынок России способен поддерживать только адресные базы отечественных производителей, обеспечивать статистическими данными относительной точности и текущей мировой финансовой информацией. Работающие в России компьютерные сети способны обеспечить запросы отечественных предпринимателей в мировых банках данных, но подобные запросы предполагают высокую предпринимательскую культуру, о которой в России пока приходится только мечтать.
Вышесказанное высвечивает совершенно иную роль геоэкономической информационной системы России: идеология структуры этой системы может обеспечить формирование иного менталитета российского предпринимателя, стать своеобразным университетом для лиц, работающих в этой системе знаний.
Несколько слов следует сказать о значимости информационного обеспечения органов государственного регулирования внешнеэкономических связей. Россия ведет подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия участвует в переговорах о подготовке Международного соглашения по прямым инвестициям, Международный валютный фонд постоянно при выдаче очередного транша поднимает вопрос об изменении таможенных пошлин. Чтобы вести обоснованный разговор на эту тему, государственные органы, участвующие в этом процессе, должны, как минимум, располагать базами данных по мировым экспортно-импортным пошлинам, национальным режимам прямых иностранных инвестиций. Подобных баз данных в России на сегодняшний день не существует. Таким образом, создание компьютерной реализации геоэкономического атласа является задачей стратегической важности для обеспечения повышения эффективности управления внешнеэкономическим комплексом России и эффективности деятельности отечественных предпринимателей как на внешнем, так и на внутреннем рынке, ставшем в силу чрезмерной открытости отечественной экономики ареной сражения отечественных и зарубежных компаний.
Чем же принципиально отличается компьютерная версия геоэкономического атласа от существующих информационных систем? Прежде всего тем, что информация накапливается не только в реляционных и гипертекстовых базах данных, но и в геоинформационной системе, обладающей мощными возможностями визуализации информации и пространственного анализа. Во-вторых, эта база данных является систематизированной в соответствии с определенной идеологией в отличие от мировых информационных банков, создававшихся постепенно много лет и реализованных в рамках реляционных и текстовых баз данных. В этом смысле мы имеем преимущество, которым необходимо воспользоваться. Мы не должны при проектировании системы идти вслед за информационными системами, реализованными по устаревшей идеологии, а должны использовать технологию геоинформационных систем. Именно это может стать основой конкурентоспособности реализованной системы на мировом информационном рынке: иные принципы хранения информации предоставляют иные возможности проведения многоаспектного анализа этой информации. Необходимость накопления в рамках геоэкономического атласа многоаспектной информации определяется тем, что вопросы оценки эффективности стратегического партнерства требуют оценок эффективности альтернативных продуктов, партнеров и инновационных стратегий. Собираемая в независимых по идеологии проектирования базах данных информация может оказаться несопоставимой по точности, номенклатуре и форматам хранения, что исключит ретроспективный характер поиска.
Можно предложить следующую структуру для стартового накопления информации в рамках компьютерного геоэкономического атласа:
Мировой ресурсный потенциал.
Экономические индикаторы стран мира.
Динамика мирохозяйственных связей.
Мировое законодательство.
Мониторинговые справочные системы по:
-мировой системе экспортно-импортных таможенных пошлин;
-мировой системе прямых инвестиций;
-товарной номенклатуре ВЭД;
-формам инвестиционного сотрудничества;
-формам внешнеторговых сделок;
- мировой системе сертификации; - международным общественным организациям;
- стратегическим союзам и альянсам;
- адресным базам отечественных производителей товаров и услуг;
-адресным базам зарубежных производителей товаров и услуг.
Документальные системы международных организаций.
Пункт выхода в мировые информационные системы.
Мировые "мозговые" центры.
Аналитическое сопровождение системы.
Электронные карты региональных рисков.
Наконец, необходимо сказать об эффективности корпоративного принципа создания подобной базы данных. Как уже говорилось, мировые информационные банки создавались постепенно в течение 30-40 лет при восьмидесятипроцентной поддержке государства. Стоимость создания подобного геоэкономического атласа оценивается в миллионы долларов. Но при разумном проектировании, закладывающем эволюционный принцип накопления данных в рамках корпоративной системы, можно сделать проект создания этого атласа самоокупаемым уже на первых стадиях реализации. В качестве удачной модели развивающейся информационной системы можно назвать STN, использующую принцип корпоративного ведения баз данных. За создание и поддержание каждой проблемно-ориентированной базы данных отвечает так называемый "генератор" базы данных, но центр задает идеологию хранения и поиска информации. Подобный принцип даст возможность единовременно создать информационную систему, позволяющую оценивать стратегические аспекты внешнеэкономической деятельности. TEST

Hosted by uCoz