Республиканская научно-практическая конферения "Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования", 20-21 декабря 1978 г.,Таллин.

"О СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА".
Доклад Ю.Вооглайд, А.Рейнер, Таллин.
1. Предпосылкой успешного проведения инновационного изменения является объективное противоречие. В зависимости от глуби­ ны противоречий как системы и от их восприятия, рассматриваются такие противоречия,как сложности, трудности, проблемы, кризисы и т.п.
2. Проблема как отражение некой системы противоречий в сознании человека может возникать, обостряться или разрешаться как путем изменения действительности, так и вследствие измене­ния отношения к ней, установок, ожиданий, намерений и пр. Восприятие некоторой системы противоречий предполагает, с одной стороны, способность достаточно точно фиксировать настоя­щее положение во множестве (целостности!) и многообразии его параметров, с другой, - качественность того же уровня представ­ления о том, какова могла бы быть и должна быть действитель­ность в идеальных и реальных условиях. Соответственно одно и то же противоречие может различным людям представляться или не представляться проблемой,в зависимости от того умеют ли они (могут, хотят, смеют...) желать большего или нет.
Потребность и "социальный заказ" в инновации вырастает как стремление преодолеть противоречие между реальным положением и необходимым (желаемым). Плановые инновации не должны представ­лять в этом ряду исключения. Идеализация некоторого достигнутого состояния выступает как отрицание стремления к дальнейшему усо­вершенствованию и развитию. Инновация представляет собой естест­венное требование и явление, само собой подразумеваемую потреб­ность в том случае, если уже достигнутое состояние рассматрива­ется лишь как предпосылка для дальнейшего постоянного усовер­шенствования и не более того.
4.Разрешение проблемы достигается путем преодоления проти­воречия, проведения инновационных программ. Проблемы как и противоречия (а соответственно и инновационные программы) нахо­дятся в иерархической зависимости, составляя сложные структури­рованные системы. Противоречия содержат соответствующие движущие силы. Своевременное обнаружение противоречий, компетентное выявление факторов их возникновения, углубления, заторможенности, разреше­ния и т.д., выявление направления и интенсивности изменения и развития противоречий позволяет не только найти пути их преодо­ления до появления конфликтов и прочих кризисных симптомов, а также выявить целесообразные пути разрешения противоречий. Не ­менее важно "запустить" процессы, продуцирующие предпосылки для преодоления противоречий, использовать механизмы саморегуляции, сознательно создавать новые противоречия для того чтобы их пре­одоление означало требуемое (желаемое) изменение или развитие, выдвигать научно обоснованные инновационные идеи и разрабаты­вать программы их воплощения.
5. Для того чтобы разумно и целесообразно управлять обществвенными инновациями, следует научиться управлять совокупностью процессов, называемых "общественной жизнью» Исследование внутренней логики этих процессов, диалектика их изменения и развития составляют один из стержней понимания этих процессов, их прогнозирования с целью достижения последующих состояний. По мере изменения и развития общественных процессов и их среды должно изменяться и развиваться управление. В противном случае управление перестает быть стимулирующей, активизирующей , направляющей силой общественной жизни и деформируются в тормозящую, отчуждающую и отчужденную силу.
6. Мы разделяем инновационный процесс как целостность на фазы и циклы. Фазы в нашем рассмотрении-объективные, качественно различимые состояния процесса, циклы -элементы этого управляемого(субъектом) процесса, находящиеся в запланированной временной последовательности. Мы выделяем в инновационном процессе 10 фаз и 9 циклов. Первые четыре цикла инновационного процесса – предварительный, исследовательский, проектировочный и экспериментальный - практически не оказывают на состояние изменяемого являения или процесса прямого влияния. В этих циклах pacпознается проблема, изучаются ее детерминация, сущность, видимость и т.п., разрабатываются инновационные планы и проекты, проверяется их состоятельность, корректируются направление, время, место, последовательность, объем и т.п. последующей деятельности.
7.Первый цикл - предварительный (А), в рамках которого уясняются задачи и сроки, изучается имеющийся опыт, взвешивается за что именно взяться, что более значимо и посильно, престижно и т.п., фиксируются принципы деятельности, уясняется структура и объем выделяемых ресурсов, наличие и ха- рактер условий их применения и т.п. Результатом предварительного цикла является достаточно четко сформулированная проблема, ясность в вопросах распределения ответственности, общая программа инновационного процесса (объект, пред последовательность циклов данной инновации, смета, сетевой график, форма отчетности и пр.).
8.Второй цикл - эмпирическое исследование(Б), в результате которого достигается знание об объекте и его среде, с характере и структуре факторов, способствующих и препятствующих нововведению, о механизмах управления и проявлении саморегуляции, о законах и закономерностях изменения и развития рассматриваемых систем и т.п., т.е. в удачном случае обо всем, что требуется знать для целесообразного построения следующего цикла - проекти­рования и планирования содержания и формы всех остальных циклов.
9. Третий цикл - проектирование (В) - должен завершиться: а) проектом желаемого (ожидаемого, требуемого) конечного состоя­ния изменяемого явления или процесса; б) проектом промежуточных состояний; в) программой основной деятельности; г) программой вспомогательных действий.
10. Четвертый цикл - экспериментирование (Г) - должен вызвать у экспериментаторов чувство уверенности в состоятельности инновационной идеи и программы ее проведения в жизнь. Все чаще встречается мнение о разумности экспериментальной проверки инновационной идеи и программы ее проведения до их широкого внедреия. В условиях планового хозяйства эта потребность не индивидуально-монополитическая, а социальная. В научной обоснованности нововведений и в разумности методов их внедрения заинтересовано советское общество в целом. Любое новаторство может стать в своем роде экспериментом; любой общественный эксперимент - новаторство. В эксперименте, как в элементе инновационного процесса, в миниатюре проходят все циклы инновации; экспериментально изменяемый объект проходит те же фазы изменения и развития, которые рассматриваются в объеме инновационного процесса в целом. Отрицательный результат экспе­римента так же ценен, как и положительный. Знание того, как нельзя поступать, вынуждает продолжать поиск новых инновационных идей или программ их реализации.
Пятый цикл - мотивирование (Д) людей, связанных в самых различных ролях на различных этапах с инновацион­ным мероприятием. Выходом этого цикла представляются готов­ность, сознательная активность, чувство причастности и ответст­венности как за себя, так и за других, как за прошлое и насто­ящее, так и за будущее.
12.Шестой цикл - подготовка (Е) - состоит, во-первых, в обучении кадров, т.е. в формировании достаточной комптентности лиц, вовлеченных в инновационный процесс, как руководителей,так и исполнителей,как специалистов, так и генералистов. Нужный для успешного проведения изменения (или эксперимента) духовный ре­сурс формируется в единстве мотивированности, компетентности, трезвости, гуманности, ответственности, активности, нормативно­сти, уверенности, удовлетворенности, смелости и т.п. Помимо духовных ресурсов, необходимо проявить заботу и о всех прочих ресурсах, необходимых для протекания какого-либо целенаправленного процесса, а также о соответствующих условиях применения добытых ресурсов. Отметим, что цели достигаются не ресурсами, а средствами, которые формируются в диалектическом единстве системы ресурсов и условий в определенной ситуации. ' В подготовительном цикле необходимо также обеспечить-согласован-ность, взаимпопонимание как "по вертикали", так и "по горизон­тали".
13.Седьмой цикл - управленческое воздействие (Ж) или, вве­дение изменения, новшества. В этом цикле сосредоточена сущность инновации. В нем происходят как количественные, так и качествен­ные сдвиги. Одну из возможностей описания внутренней логики ин­новационного процесса мы представляем во второй части данных тезисов. 14.Восьмой цикл - становление - содержит фазы упорядочения и стабилизации: что не подходит - отвергается, что пригодно -принимается. Люди усваивают новые роли, приспосабливаются к сре­де, приспосабливают других людей и среду. В этом цикле должны превалировать саморегуляция и самоуправление.
15.Девятый цикл - контроль (И) - необходим для подведения итогов. Оценить следует по меньшей мере инновационную идею, про­грамму ее реализации, инновационный процесс, людей, участвующих в нем, управление процессом в целом и по отдельным циклам, ко­нечный результат,побочные желательные и нежелательные последст­вия, расходы всех ресурсов и состояние оставшихся условий, при­годность конечного результата в качестве входа для следующих процессов. Вопрос состоит в том, когда именно следует подводить итоги, когда "пора считать цыплят", а это сложная и актуальная задача. Поспешность неуместна. Она может привести к самообману и очковтирательству.
'См. Ю.Вооглайд. Общая теория целенаправленных процессов. Руко­пись в ЦНОТиУ МЕЛ ЭССР. Таллин, 1976.
16. Продолжительность, расчленненость и глубина каждого цик­ла определяется характером преодолеваемого противоречия, наличи­ем времени и прочих ресурсов - условий,в том числе квалификацией людей, участвующих в любой роли в процессе инновации. В отдельных случаях процесс инновации может состоять из большего или меньшего числа циклов. Мы привели в качестве приме­ра (рис. I) общий случай инновационной программы среднего уровня. Умаление и недооценка какого-либо цикла обычно приводит к неожи­данностям и отрицательным последствиям в последующих циклах или, в конечном итоге, предпринимаемые усилия не приводят к ожидаемым результатам. Как показывает наш опыт, дело в таких случаях обык­новенно не в несостоятельности инновационных идей,а в недоста­точности обдумывания и в несостоятельности организационной реа­лизации, поэтому остановимся вкратце на внутренней логике инно­вационного процесса.
Когда сущность проблемы раскрыта, сформулирована и оглашена, когда найдены различные пути разрешения проблемы и проведен вы­бор наилучшего из имеющихся или даже оптимального варианта, когда пригодность выбранной альтернативы доказана эксперимен­тально, начинается основная часть инновационного процесса - само изменение (рис. 2).
18. В его первой фазе,организационной ("запрягания"),придется проявить заботу как о формировании понимающего и одобряющего предстоящее изменение коллектива, так и соответствующей ситуации. Для одних подходит и помогает принимать решения глубокий теоре­тический анализ с выделением как положительных, так и отрица­тельных последствий, других удовлетворяет ознакомление со слу­чайными, но зато бесспорными, убедительными практическими дости­жениями. Вопрос не в том, как заставить людей, связанных с иннова­цией, сделать что-то по-другому или выполнить задуманное, а в том, как поступить, чтобы люди, которых касается данная иннова­ция, хотели это делать, поступать по-иному, по-новому, более раз­умно, в соответствии с требованием времени, науки и здравого смысла. Человек в общем консервативен. Вывести людей из устояв­шегося равновесия и застойного состояния, целиком обозримого и знакомого, понятного, привычного положения - трудная и всегда новая задача руководителя.
19.Всякие изменения во что-то обходятся. Обширные инновация стоят дорого, но если их не проводить, то это обходится во много раз дороже. То же самое относится к хозяйственным экспериментам. С другой стороны, цена ошибок продолжает расти куммулятиыю. Со­ответственно повышается значимость хозяйственного эксперименти­рования и оправдан рост расходов на их проведение. "Платить" при проведении инновации нужно - это, в общем, большинству хозяйст­венных руководителей понятно. Непонятно - когда, кому, в какой очередности, в какой форме и сколько следует платить. Опыт пока­зывает, что если платить в фазе "запрягания", т.е. провести эту фазу как нужно, то можно обойтись значительно меньшими расходами и достичь более быстрого положительного результата со значитель­но меньшими отрицательными последствиями, нежели в том случае, если в этой фазе стараются добиться максимальной экономии. Рас­ходы на ломку противодействия, на преодоление пассивности, рав­нодушия, безответственности (т.е. эффектов субъективного отчуж­дения) оказываются," как правило, большими, но, что более важно, ошибки, допущенные в орагнизационной фазе инновации, часто вовсе непоправимы.
20.В фазе углубления происходит количественное изменение параметров совершенствуемого явления или процесса. Неуверенность людей и шаткость дела в начале формируется постепенно в ясную тенденцию, что заменяет ранее действовавшие нормы, порядки, пред­ставления, ожидания. Постепенно фаза углубления инновации пере­растает в фазу ее развития.
21.В фазе развития происходят качественные сдвиги в струк­туре и функционировании изменяемого явления или процесса, а так­же качественные изменения в сознании людей, участвующих в данном инновационном процессе, появляются новые представления, интере­сы, ориентации и т.д., ранее принадлежавшие другим людям, нормы и ценности интериоризируются.
22.Фазой созревания мы называем состояние инновационного процесса, когда инновационная идея превращается в собственную убежденность людей, связанных с данной инновацией, когда новая мысль,ставшая "своей", начинает поиск'своей материализации. В этой фазе люди приходят к ощущению грани, пределов возможного нахождения в данном качестве. Противоречия со"средой или пред­ставлением о возможной и необходимой среде становятся побудителем к решительному действию, а возможность продолжать по-старому становится бессмысленной и аморальной.
23.Следующая фаза инновационного процесса называется фазой меры. Зрелость, достижение чувства меры, является необходи­мой, однако недостаточной предпосылкой перехода в следующую, казалось бы,естественную фазу отрицания. Между фазами меры и от­рицания расположена фаза дополнения.
24.Фаза дополнения заключает в себе некоторое воздействие со стороны, что, как последняя капля, как искра, как необходимый толчок или импульс вызывает движение, срабатывает как курковый механизм. Одна из наиболее весомых предпосылок успешного руко­водства заключается в способности прогнозировать и своевременно охватывать наступление "меры", т.е. "переполнение чаши", чтобы своевременно (опережающе!) в нужном направлении и в нужных до­зах оказывать управленческое воздействие в нужном месте, необхо­димыми средствами и в правильной последовательности, через наи­более пригодных людей.
25.Следующая фаза - отрицание. Это такое состояние, при ко­тором старое уже не действует, а нового еще нет, т.е. речь идет о промежуточном состоянии. В объективно складывающейся фазе от­рицания процесс, по всей вероятности, наиболее лабилен, поэтому имеются основания полагать, что именно в фазе отрицания больше всего шансов на успех целенаправленного воздействия на процессы, на подчинение их посторонней воле.
26.В фазе творчества отрицание старого вырастает в образова­ние нового. Дезинтегрирующая тенденция заменяется интегрирующей, формируются принципы и критерии, согласно которым инновационный процесс переходит в фазу упорядочения.
27.Б фазе упорядочения формируется новая структура, уста­навливаются новые связи, зависимости и функции, происходит становление чувства новой целостности.
28.В фазе стабилизации принципы и критерии, признанные в начале предварительными, превращаются в нормы и ценности, при­знание и следование которым воспринимается другими как символ "свой". Начальная структура закрепляется в порядок вещей, свя­зи-зависимости вырастают в традиции. Формируется инфраструкту­ра. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что возведение инфра­структуры - не менее важное мероприятие, чем формирование основ­ной структуры или подструктур.
29.Управленческие воздействия, которые производятся в проме­жутке между организационной фазой и фазой меры называются пред­варительным воздействием. Воздействия в фазах дополнения, отри­цания и творчества называются основным воздействием. Те воздей­ствия, которые применяются в фазах от упорядочения до стабилиза­ции, называются вспомогательным воздействием.
30.Фазы стабилизации, созревания и меры могут рассматри­ваться как проблемная ситуация. После предварительного проведе­ния необходимых исследований соответственно может быть выведена проблема и найдена удовлетворительная инновационная идея (про­грамма) , проведены проектирование и экспериментирование. В таком случае следуют организационная фаза, фаза углубления и т.д. Но если даже фаза меры проблемной ситуацией не ощущается и процесс продолжает протекать согласно своей внутренней логике, наступает через фазу дополнения фаза отрицания, а за ней фазы творчества и упорядочения. Теперь процесс опять достигнет фазы стабилизации, созревания меры, которые могут быть оценены как проблемные ситу­ации и служить основанием выработки инновационных идей (программ) В противном случае объективно наступит фаза отрицания отрицания.
Диалектика субъективного и объективного, в том числе управ­ления и саморегуляции представляет собой базисную проблематику как инноватики, так и экспериментики. Управленческое воздействие может быть оказано процессу в его любой фазе, в то же время по­стоянно влияют движущие, тормозящие, ускоряющие, замедляющие и другие объективные общественные силы. Все фазы процессов, рас­сматриваемые нами, протекают в диалектическом единстве объектив­ных и субъективных факторов.
31. Инновационный процесс,как и хозяйственный эксперимент, представляет собой квартекспроцесс. Оценить их эффективность представляется возможным не на основе оценки соответственно самого инновационного процесса и эксперимента или даже на основе их непосредственно складываемых результатов, а на основе конечных результатов как состояния измененного явления или процесса, людей, причастных к этим изменениям и их среды как в узком, так и в широком смысле.

Всесоюзная научно практическая конферения "Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования", 15-17 ноября 1981 г.,Таллин.

Hosted by uCoz