Новости.

17 ноября 2011 в музее декоративно-прикладного искусства Москвы открылась выставка "Школа Палеха.1920-1950.". Выставка продлится до 17 января 2012 года. Представлены экспонаты из собственной коллекции музея и музея Народного искусства, находящиеся на хранении, которые принимали участие в выставке в Мюнстере(Германия).

"Русские художественные лаки XVIII–XX веков". 13 мая 2011 года в Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка "Русские художественные лаки XVIII - XX веков", демонстрирующая более двухсот предметов из уникальной коллекции художественных лаков Государственного Эрмитажа. На ней представлены разнообразные изделия - от мебели до украшений, - исполненные мастерами Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Нижнего Тагила, а также Жостова, Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя. В XVIII веке лаковые изделия были завезены в Московское государство из Китая: под влиянием моды на дальневосточные редкости русские мастера создавали декоративные росписи предметов и интерьеров "хинским письмом", т.е. в восточном стиле. Наиболее ранний предмет на выставке - набор для умывания первой четверти XVIII века: он выполнен из папье-маше, расписан маслом и покрыт лаком. В Петербурге в XVIII веке искусством лаковой росписи славились Иван Тиханов, Перфилий Федоров, Федор Власов. Заметный след в лаковом деле оставил также Я.Е. Лабутин, который в середине следующего века усовершенствовал технику лаковой живописи по металлу: созданные им подносы отличались особой чистотой отделки и великолепной цветочной росписью. Другим центром изготовления художественных лаков с конца XVIII века стала Москва и ее округа. В селе Данилково (ныне Федоскино) купец П.И. Коробов организовал первую фабрику по производству лаковых табакерок из папье-маше. Под управлением его преемника П.В. Лукутина на фабрике были разработаны разнообразные техники лаковой росписи, среди которых особенной популярностью пользовались "хитроумные" золоченые орнаменты и живописная миниатюра, повторявшая произведения европейских и отечественных мастеров. Лукутинские лаки: футляры для карт, очешники, альбомы, пасхальные яйца - были высоко оценены на всероссийских и международных выставках, а фабрика получила право ставить именное клеймо под двуглавым орлом. На выставке можно также увидеть изделия другой подмосковной фабрики из села Жостово, принадлежавшей семье Вишняковых: шкатулки и подносы, изготовленные из папье-маше и жести, украшенные характерными цветочными узорами и букетами. Московское предприятие А.И. Аустена представлено чернолаковыми табакерками и коробочками с портретами исторических персон, выполненными в латунном оттиске с медалей. Большой вклад в развитие искусства художественных лаков внесли уральские мастерские, возникшие при металлургических центрах. Самым известным стал Нижний Тагил, где производили жестяные подносы с декоративной сюжетной и цветочной росписью. Особое внимание стоит обратить на редкие экземпляры уральской фабрики А.Ф. Турчанинова - медную и железную посуду с декоративными узорами и эмалевой росписью, которая вошла в быт русской аристократии середины XVIII века. В 1920–1930-е годы к изготовлению лаковых изделий обратились мастера из старинных иконописных сел Палеха, Мстеры, Холуя. Палехскую миниатюру отличает жанровые сюжеты, изящное письмо и золоченый орнамент, выработанный основателем школы, потомственным иконописцем И.И. Голиковым. Холуйские мастера значительное внимание уделяли фольклорным, былинным и эпическим темам - это подтверждают экспонируемые работы Н. Денисова и Н. Бабурина. Миниатюристы Мстеры работали в светло-голубой и зеленой гамме, отражая в тематике росписей жизнь и быт современников (Брошка работы А. Широкова). Кураторы выставки - И.Н. Уханова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и М.Н. Косарева, старший научный сотрудник отдела.

14 апреля 2011. Ивановская область выбрана стартовой площадкой для начала мирового арт-турне выставки «Агитлак» Из Плеса через Москву – в Париж, Рим и Вашингтон – таково арт-турне уникальной выставки советской лаковой миниатюры из коллекции Александра Добровинского «Агитлак». Коллекция лаковой миниатюры, написанная мастерами Палеха, Холуя, Мстёры и Федоскино, в 20-30-е годы XX века, собранная известным адвокатом и коллекционером Александром Добровинским является единственной в мире и включает в себя 1200 экспонатов. В Плесе известный коллекционер впервые представил 35 наиболее известных и редких работ. Выставка открылась в экспозиции «Художественные промыслы Ивановского края» Плесского музея-заповедника. В церемонии открытия принял участие губернатор Ивановской области Михаил Мень. Он также поблагодарил коллекционера, что именно Ивановская область выбрана стартовой площадкой для начала мирового арт-турне выставки. «Палехское искусство после революции уникально. Бывшие богомазы, вопреки своему желанию, были вынуждены сменить тематику работ. Палехские шкатулки с изображениями жизни и быта советских вождей, написанные иконописцами, превратились в маленькие винтики системы идеологической обработки, в так называемый «агитлак», - отметил на церемонии открытия Александр Добровинский. Он рассказал, что большую часть коллекции он приобрел за рубежом, в Италии, Германии и США. По его словам, в России Палех больше славится работами со сказочными сюжетами. Однако, за рубежом популярны и наиболее ценны работы художников советского периода. IvanovoNews.

Государственный музей палехского искусства выпустил книгу под названием "Палех и палешане". Как сообщил департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, книга рассказывает о настоящем и прошлом поселка Палех и содержит обширный фотоматериал, запечатлевший образы палешан в разные исторические эпохи. IvanovoNews.05.04.2011.

14.03.2011. Открытие выставки уникальной палехской миниатюры является ярким событием в культурной жизни города Великие Луки. Выставка не только пробудила творческий дух Великолукских мастеров декоративно-прикладного искусства, но и способствовала обращению внимания администрации города на необходимость беречь культурное наследие предков и развивать народные традиции. На выставке представлены работы художественной мастерская «Палехский стиль». Велико-Лучанам посчастливилось увидеть эти чудеса росписи благодаря художнику, руководителю мастерской Игорю Кочетову. Династия Кочетовых во втором поколении развивает палехское искусство: Отец Игоря Геннадьевича Кочетова – Геннадий Николаевич – заслуженный художник Россия. Художественная мастерская «Палехский стиль» открылась в 2006 году. Профессиональные художники и высококвалифицированные мастера старинного центра русской иконописи — села Палех — объединились в этой художественной мастерской, чтобы создавать настоящие произведения искусства, сохраняя традиции древней иконописи, переданные им предшествующими поколениями. В мастерской работает около десяти человек. В основном художники занимаются иконописью и лаковой миниатюрой. Мастерская активно развивается: в 2007 году был написан иконостас для храма в честь Георгия Победоносца (Подольский район Московской области), в 2009 году создано несколько икон для Епархии Ивановской области, теперь эти иконы украшают храмы региона. Также предприятие распространяет свои изделия в России, Дальнем и Ближнем Зарубежье. Контактный телефон: 8-910-993-49-25 Кочетов Игорь Геннадьевич

02.03.2011. В Государственном музее Палехского искусства работает выставка «Образ Николая Чудотворца в русской провинциальной иконописи». На выставке представлены иконы XV-XX веков, созданные в различных районах Поволжья, ростовских, владимирских землях, а также иконы палехских мастеров. Выставка отражает всё многообразие иконографических изводов одного из самых почитаемых образов на Руси. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец еще при жизни прославился даром чудотворений, но особенно ярко это проявилось после его смерти. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого Николая являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI—ХIII вв. Традиционным считается изображение святителя Николая с закрытым Евангелием на покровенной руке. В коллекции ГМПИ преобладают иконы менее распространенных изводов. К ним относится изображение святителя, держащего закрытый Кодекс в частично прикрытой платом руке. К этому типу принадлежит несколько икон поволжских писем: выносная двусторонняя икона XVII века, где Никола изображён на голубом фоне, белофонная икона начала XVIII в., а также образ Николы на золотом фоне второй половины XVIII века. На некоторых иконах Николай Чудотворец представлен с раскрытым Евангелием. Другой тип икон представляют ростовые изображения святителя, например, прославленный образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского. Николай Чудотворец изображён в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. К этому типу относятся древнейшие иконы из фондов музея. Одна из икон датируется рубежом XIV-XV веков, вторая имеет фрагменты живописи конца XV века. Обе иконы являются житийными. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII—ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из завоеванных турками Мир Ликийских в северо-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» стало одним из центральных праздников. Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ. В иконах этого типа святой с мечом и храмом в разведенных руках. Наибольшее распространение образы св. Николы Можайского получают в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи. Оплечные образы святого Николая с избранными святыми на полях известны среди памятников ростовского круга, начиная с XV века, в XIX веке, особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает. В коллекции ГМПИ есть несколько оплечных изображений Николы. Одна из икон выполнена в начале XX века палехским мастером и является замечательной стилизацией древнего образа. На выставке также представлены иконописные рисунки палехских мастеров, а также хранящиеся в фондах ГМПИ скульптурные образы Николы, литые иконки с изображением святого, популярные у старообрядцев. Выставка работает в музее лаковой миниатюры ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 17.00 по адресу: п.Палех, ул.Баканова, 50. Телефон для справок: (49334) 2-10-54

Русские сокровища в Берлине Начиная с 24 февраля в столичном Музее Брёгана (Brhan-Museum) развёрнута экспозиция «Миф лака. Школа Палеха, 1923 – 1950 гг.». Выставка, посвящённая выдающимся мастерам русской миниатюрной живописи, с октября по февраль проходила в залах всемирно известного Музея лаковой миниатюры в Мюнстере. Снискавшая колоссальный успех знатоков и любителей, теперь она представлена в Берлине благодаря спонсорам – концернам GAZPROM Germania GmbH и Wintershall Holding GmbH (дочернему предприятию химического гиганта BASF). «Наши компании содействуют культурному обмену между двумя странами, – отметил, выступая на вернисаже, управляющий директор GAZPROM Germania Владимир Котенёв. – Мы устраиваем концерты и выставки, и это свидетельствует не только об успешных двусторонних деловых отношениях, но в большей степени о тесной дружбе и постоянном доверии, связывающем нас на протяжении многих лет». По словам Моники Коплин (Monika Kopplin), директора Мюнстерского музея, актуальная экспозиция уникальна тем, что она объединяет наиболее значимые российские коллекции начиная с раннего советского периода лакового искусства, и показывает становление школы Палеха с момента её основания до конца Второй мировой войны. На выставке в Музее Брёгана представлено 160 объектов, среди которых 15 икон, выполненных в палехских традициях, 130 лаковых работ (шкатулки, табакерки, перчаточницы, настенные тарелки и панно, посуда), рисунки, а также учебные экспонаты, проливающие свет на технику лаковой живописи. «Таких лаковых коробочек нет даже в моей коллекции – а я купил их много, бывая в Москве», – говорит профессор Эгон Бар (Egon Bahr), патриарх германской социал-демократии, архитектор новой восточной политики ФРГ. «Это просто восхитительно. Неужели можно с помощью лака превратить в произведения искусства обычные бытовые предметы?» – задаётся риторическим вопросом вдова федерального президента Кристина Рау (Christina Rau), признающаяся в своей тайной любви к лакированной обуви. Палехская миниатюрная живопись, продолжающая традиционное искусство иконописи, является одним из высших достижений русской советской культуры. После Октябрьской революции 1917 года, в ходе построения атеистического советского государства Палех, бывший центр русской иконописи, должен был перейти от религиозной тематики к изображению мирских и даже политических тем. Деревенские будничные сцены, мотивы народных сказок, сюжеты древнерусского героического эпоса – всё это стало основой для сохранения профессии и особой художественной техники – «темперы», тонкого искусства лаковой живописи на папье-маше. Позже добавилась агитационная тематика – свершения советского народа в построении развитого промышленного общества, успехи сельского хозяйства, борьба с фашизмом, великая Победа… Но техника оставалась прежней. История доказывает: политика не способна вырвать почву из-под основ искусства. Так произошло и с палехской школой. Вынужденные – во имя самосохранения и спасения исконно русской культуры – отказаться от религиозной составляющей, шесть мастеров под руководством Ивана Голикова объединились в 1924 году в «Товарищество древней живописи». Им удалось не только не утратить испытанной веками техники, но и, обогатив её элементами art deco, представить необычный жанр, буквально взорвавший художественную общественность уже на Всемирной парижской выставке 1925 года. «Целью проектов, подобных нынешнему, является представление искусства, культуры и истории России в Германии, – подчеркнул член правления Wintershall GmbH Герхард Кёниг (Gerhard Knig). – Это – реальный мост к взаимопониманию, который следует укреплять». Выставка «Миф лака. Школа Палеха, 1923 – 1950 гг.» в Brhan-Museum (Schlostr. 1a, р-н Charlottenburg-Wilmersdorf) продлится до 1 мая. Открыто со вторника по воскресенье, а также в праздничные дни с 10.00 до 18.00. Экскурсии (без предварительной записи) проводятся каждое первое воскресенье месяца в 15.00.

В октябре 2010-феврале 2011 во всемирно известном музее лаковой миниатюры в Мюнстере (Германия) проходила выставка «Палехская школа», посвященная выдающимся мастерам русской миниатюрной живописи. В эти дни она развернута в берлинском музее Бреана. Выставка, подготовленная мюнстерским музеем и Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) при участии Музея Палеха, вызвала небывалый интерес у немецких любителей искусства, она широко освещается в средствах массовой информации и специальных изданиях. Выпущен великолепный 300-страничный иллюстрированный каталог (на немецком и русском языках), в котором русские и немецкие авторы (Людмила Пирогова, Ольга Колесова, Моника Копплин) всесторонне освещают вклад палехских матеров в развитие отечественной и мировой культуры. Палехская миниатюрная живопись, продолжая традиционное искусство иконописи, стала одним из высших достижений русской советской культуры, она ярко демонстрирует художественный гений русского народа. Выставка подготовлена при содействии компании «Газпром Германия» и нефтегазодобывающего холдинга «Винтерсхалл», дочернего предприятия химического гиганта ФРГ – концерна БАСФ. – Наши компании, – отметил, выступая на вернисаже, главный управляющий директор компании «Газпром Германия» Владимир Котенёв, – содействуют культурному обмену между двумя странами. – Устраиваемые концерты и выставки свидетельствуют не только об успешных двусторонних деловых отношениях, но в большей степени о тесной дружбе и сотрудничестве и постоянном доверии, которое связывает нас на протяжении многих лет, – сказал бывший посол РФ в ФРГ. Член правления компании «Винтерсхалл» Герхард Кёниг подчеркнул, что целью подобных проектов является представление искусства, культуры и истории России в Германии, «поскольку это – мост к взаимопониманию, которое следует укреплять». Экспозиция, рассказала директор музея лакового искусства Мюнстера Моника Копплин, уникальна потому, что она объединяет в единое целое наиболее значительные российские коллекции, начиная с раннего советского периода лакового искусства, и показывает становление школы Палеха с момента её основания до конца Второй мировой войны.

26 января 2011 в Москве открылся первый частный Музей русской иконы.Первым в России стал частный музей Невьянской иконы в Екатеринбурге(создатель Евгений Ройзман), открытый в 1999 г.

22 января 2011 состоялся однодневный семинар в Реклингхаузене(Германия) под названием: MYTHOS PALECHIKONEN UND LACKMINIATUREN (Миф Палеха, иконы и миниатюры).

75-летний юбилей палехского художественного училища 17 сентября 2010 года.

3 июля 2010 В московском музее «Дом Иконы» открылась уникальная выставка. Экспозиция, которая насчитывает более семисот экспонатов, называется «Россия в лаковой миниатюре». Здесь представлены редчайшие произведения прикладного искусства. Многие из них никогда ранее не выставлялись. Выставка знакомит с произведениями всех четырёх школ лаковой миниатюры, которыми издавна славится Россия. Это Палех, Мстера, Федоскино и Холуй. Старинные расписные лаковые шкатулочки и другие изделия радуют глаз яркими красками и замысловатыми сюжетами. Тематика лаковых миниатюр самая разная. Здесь нашли своё место как традиционные сказочные и былинные мотивы, так и сюжеты эпохи соцреализма, и даже портреты современных государственных деятелей.

Лаковая миниатюра Федоскино, Палеха, Холуя: выставка в Москве c 11 июня по 15 сентября 2010 во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства пройдет выставка, которая построена как творческий диалог художников разных эпох и посвящена центрам лаковой миниатюрной живописи, которые отмечают юбилеи: Федоскино - 215 лет, Палех - 85 лет, Холуй - 75 лет. Представлено свыше тысячи экспонатов: шкатулки, живопись, ювелирные изделия, очечники, пеналы, бисерницы и многое другое (от начала XIX века до наших дней). Диалог художников разных времен призван привлечь внимание к современному состоянию центров национальной русской живописи, сохранению и развитию традиции.
Период расцвета лаковой миниатюры демонстрируют работы лукутинских и вишняковских предприятий (ведущие художники Федоскино прошлого и настоящего). Многие произведения будут показаны впервые, в том числе, и такой раритет, как настольный комодик Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Достойны внимания работы современного художника Александра Смирнова - «Бунт», «Москва-Вавилон», «История города Глупова». Философский подход художника снискал ему славу Салтыкова-Щедрина в искусстве. Профессор института дизайна Валентина Смоленская (московская группа миниатюристов) представляет сложную композицию «Праздник бесполезного труда», созданную по мотивам романа Андрея Платонова «Котлован». История развития нового искусства - лаковой миниатюры - продемонстрируют работы художников Палеха и Холуя, древних иконописных центров. Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию. Они получили высокие награды и предложение - открыть школу лаковой миниатюры в Италии.
Русская лаковая живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила её неповторимым национальным опытом и самобытностью. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение. Благодаря высокому мастерству русских умельцев, русская лаковая миниатюра превратилась в произведение искусства с многообразием сюжетов и образов, и стала визитной карточкой России во всем мире. Участники выставки: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей народного искусства, частные отечественные и зарубежные коллекционеры.

23 июня 2010 в Художественном музее Иваново открывается персональная выставка народного художника России, почетного гражданина Палеха Алексея Дмитриевича Кочупалова, приуроченная к 70-летнему юбилею одного из ведущих палехских миниатюристов. Классические произведения мастера отличаются яркой индивидуальностью стиля, психологической заостренностью образов, четкостью колористических решений. Помимо лаковой миниатюры, художник занимался монументальной росписью (фойе Ивановского драматического театра, фойе бывшего Дворца культуры и техники текстильщиков и др.), книжной иллюстрацией. Незаурядный дар организатора, активная гражданская позиция, участие в многочисленных отечественных и зарубежных выставках принесли художнику широкую известность в России, уважение палехского арт-сообщества, официальное признание заслуг. Работы А.Д. Кочупалова хранятся в отечественных и зарубежных частных собраниях, музеях Палеха, Иванова, Плеса, Санкт-Петербурга, Москвы. Выставка – результат творческих поисков мастера с 1997 года до настоящего времени. Впервые демонстрируется 25 станковых произведений монументального звучания, ранее не экспонированных, не репродуцированных, не известных искусствоведам и художникам. «Мифологемы» Алексея Кочупалова – это аллегорические и символические образы, художественные повествования, с помощью которых автор выражает свои сокровенные представления и размышления об идеальном миропорядке, о нравственных ценностях и судьбе России, о духовной миссии художника-творца. В иносказательно-условном мире мастера нашли отражение религиозно-идиллические и мистические идеи, литературные и фантазийные сюжеты, сказочно-фольклорные персонажи. В программных работах – «Катарсис», «Пророк», «Муза», «Лунная соната», «Раненый ангел», «Молитва. На пути» – художник поднимает темы противостояния добра и зла, очищения души от греховных страстей, времени как бесконечного потока жизни, музыки как выражения мировой гармонии. Картины исполнены на холсте углем и темперой, в основном в колористически монохромной технике гризайль. Новый творческий проект Алексея Кочупалова будет интересен широкому кругу зрителей и профессионалам; даст возможность восприятия палехского искусства как современного, жизнеспособного, многогранного. Открытие состоится 23 июня в 17-00. Куратор – Наталья Рыжикова; координатор – Лариса Башкова. Справки по телефону: 30-16-41

18.02.10. в Историческом музее Москвы представили книгу Светланы Жижиной “Искусство лаковой миниатюры. Восток. Запад. Россия”. Богато иллюстрированное издание посвящено древнему искусству росписи всяких коробочек, шкатулок, табакерок и тому подобных вещиц. Участь собраний многих старых музеев – лишь малая часть из накопленного попадает в постоянные экспозиции или на временные выставки. Все прочее находится в фондах. Вот и Исторический музей обладает богатой и разнообразной коллекцией так называемых “художественных лаков”, однако знакомы с ними только исследователи. Среди них - Светлана Жижина, ведущий научный сотрудник музея. Благодаря написанной Светланой Жижиной книге, теперь об этом богатстве могут узнать все желающие. Это древнейшее искусство лаков появилось четыре тысячи лет назад в Китае - и у нас есть китайские лаки. Оно распространилось дальше на Восток, в Японию - и у нас есть японские лаки. Иран представлен великолепно. Дальше, где-то в 16-м веке, Европа увлекается лаковым искусством и пытается сама создать такие же произведения, поэтому появляется Шинуазри. А у нас есть великолепные французские работы. Были знаменитые матера, Верни Мартен - у нас есть Верни Мартен. В Германии великолепная фабрика Штобвассера, которая гремела на всю Европу и задавала тон и моду - у нас отличная коллекция немецких лаков. А уж что говорить про русские лаки - она самая лучшая, самая богатая. А ведь русское искусство лаков сказало свое собственное слово. Это, с одной стороны, такое богатство географическое, я бы сказала, но еще и чисто хронологически. Я начинаю рассказ в книге с маленькой чашечки китайской работы II века нашей эры, которая была найдена во время археологических раскопок в Западной Сибири археологом Киселевым. И она хранится в нашем Археологическом отделе, это совершенно изумительная вещь. Обычно китайские лаки имеют основу дерево или папье-маше. А эта - древнейшая. У нее основа из растительных волокон - льна, конопли, смешенных с клеем и покрытых красным и черным лаком. Там огромный красный цветок на фоне черного лака - это явно ритуальный цвет. И чашечка эта имела, безусловно, ритуальное значение. И у нас есть китайская шкатулка красного лака. 33 слоя лака наносилось на основу, каждый раз это просушивалось, потом снова покрывалось, а потом уже, когда все это высушивалось, производилась резьба, и весь этот лаковый слой превращался в изысканный резной узор. Япония. Маленькая коробочка инро, прелестная совершенно. Это коробочка, которую использовали для лекарств и подвешивали к японскому национальному мужскому костюму. Обычно, когда какой-нибудь важный чин отправлялся в дорогу, он с собой брал собственную аптечку в таких инро, таких коробочках. Однако в России искусство лаковой миниатюры большинству людей известно не по древним иноземным образцам, а в связи с несколькими народными промыслами. Их названия совпадают с названиями населенных пунктов, в которых и возникли промыслы. Это Палех, Хохлома, Мстёра, Холуй и Федоскино. Так вот, в книге Светланы Жижиной есть страницы, посвященные только Федоскинским лакам. Все прочие возникли значительно позже, при советской власти, когда бывшие иконописцы искали для себя новое занятие – вместо церковной утвари стали расписывать, всякий на свой манер, бытовые вещи. Чаще всего это были шкатулки. Сказанное не означает, что у русских лаков короткая история. Она начинается в 1714 году, когда Петр I организовал “лакерный дом”. ХIХ столетие – время расцвета этого вида искусства, и более всего связано оно с династией московских купцов Лукутиных. Здесь следовали западной традиции: реалистические изображения по сути являлись копиями имевших широкое хождение гравюр, литографий, а то и живописных полотен. Чаще всего лукутинские миниатюры это жанровые сценки, где особенно хороши уличные торговцы, а также пейзажи и женские портреты. К концу ХIХ века лукутинские изделия перестают пользоваться спросом – мода переменчива. В 1902 году была закрыта фабрика Лукутиных, остались только мастера, осталась только знаменитая технология, а было неизвестно, что и как будет дальше. И через два года мастера собрались и организовали артель. И вот эта артель совершила чудо - она сохранила это высокое искусство и, благодаря им, это искусство дожило до наших дней. А называться оно стало народно-художественным промыслом Федоскино. На подготовку книги Светланы Жижиной ушло около 10 лет. Одним из толчков того, что Светлана Жижина все-таки решила сделать книгу, была выставка в Мюнстере, которую проводил музей “Лаковое искусство” и его директор Моника Копплин, которая решила сделать выставку только русских лаков, называлась она “От Петра Великого до Великой Революции”. Большая часть как раз лукутинских вещей присутствовала там, на этой вставке. К ней был сделан огромный каталог, очень добротный. Кроме того, мы, все авторы, написали статьи. Фактически это история русского лакового искусства. Но все это - на немецком языке, все это сделано в Германии. И Светлана решила, что все-таки должно быть на русском языке достойное оформление и достойная публикация этой коллекции, она заслуживает этого. Когда встал вопрос, какая же форма должна быть у этой книги, я поняла, что это не должен быть каталог, потому что каталог очень четко, очень строго отсекает все, кроме определенной схемы, которую он задает. Это не должен быть альбом, потому что альбом это отдельно - картинки, и не так их много, и отдельно - небольшая вводная статья, в которой не скажешь того, что накопилось и что хочешь сказать о своей коллекции. И я поняла, что это должен быть просто рассказ из 10 глав, который рассказывает о нашей коллекции, а она своим богатством подсказывает, что не надо говорить, что “у нас в коллекции хранится это, а вот тут хранится то”, а она дает возможность рассказать об этом удивительном искусстве.Остается добавить, что книга “Искусство лаковой миниатюры” вышла в свет в издательстве “Интербук”, которое традиционно сотрудничает с Историческим музеем.

05.12. 2009. Сегодня в Государственном музее Палехского искусства открывается выставка «85 лет искусству палехской лаковой миниатюры», посвященная юбилейной дате

В Москве открывается выставка Невьянской иконы. | 09/11/2009 Выставка приурочена к 10-летней годовщине первого в России частного музея икон в Невьянске, коллекция которого насчитывает более 600 произведений(Создатель и владелец Евгений Ройзман). Экспозиция выставки, в которую вошло около 300 из них, позволяет проследить развитие «невьянской» традиции от истоков до заката. Самая ранняя из представленных на выставке датированная икона – «Богоматерь Египетская», относится к 1734 году. Самая поздняя «Спас» - к 1919 г. Невьянская икона, по мнению исследователей, – самое высокое проявление старообрядческого искусства Уральского региона ХVIII-ХIХ вв.. Свое название оно получило от Невьянска – культурной столицы горнозаводского Урала и духовного центра Уральского старообрядчества. Иконописцы, писавшие в «невьянской» манере, работали не только в Невьянске, но и в других горнозаводских поселках (Нижний Тагил, Старая Утка, Красноуфимск). Здесь жили и работали династии первоклассных мастеров, работавших исключительно на заказ, а не на продажу. Многие из икон имеют подпись с датой, что особенно важно для исследователей. Популярны у невьянских иконописцев были образы Богородицы различных иконографических типов – иконы Божией Матери Казанской, Владимирской, Корсунской, образы святителя Николая Чудотворца, архангела Михаила в образе воеводы на коне, святых воинов. На раннем этапе развития невьянской школы обнаруживается связь со старыми русскими иконописными центрами – Ярославлем, Костромой, Вологдой. К последней четверти ХVIII века, невьянская школа приобрела ту устойчивость, которую внешние влияния могли только обогатить, но не разрушить. Представленные иконы – от очень небольших, миниатюрных до значительных по своим размерам образов отличаются необыкновенной декоративностью, насыщенностью цвета. Неповторимые по духовной глубине и живописному языку памятники этого времени называют теперь «высокий Невьянск».

Август 2009. Второй международный фестиваль искусств "В поисках утерянного рая. Яблочный спас" откроется в четверг в поселке Палех Ивановской области, сообщил РИА Новости организатор фестиваля, палехский художник Николай Ковалев. "В этом году палехское искусство лаковой миниатюры отмечает 85-летие. В рамках фестиваля пройдут многочисленные художественные выставки, выступят этно- и джазовые музыканты, а также рок-группы. Сотрудники музеев и ученые сделают доклады по истории развития палехского искусства. Помимо художников из российских городов, в фестивале участвуют специалисты из США, Франции, Голландии, Беларуси", - рассказал Ковалев. По его словам, участники фестиваля смогут понаблюдать за процессом появления шкатулок на свет от начала до конца, то есть создания формы до последнего покрытия изделия лаком. "Особое внимание в этом году на фестивале уделяется трем фотовыставкам - "Архивный Палех", "Палех-Париж" в исполнении французского фотографа Жоржа Азра и презентация работ минских фотохудожников с испанским названием "Por Una Cabeza", - подчеркнул Ковалев. Он добавил, что на фестивале также состоится презентация сайта "Архивный Палех", о первых шагах развития палехской миниатюры расскажут художники, которые еще помнят зарождение этого искусства. Фестиваль в Палехе завершится 21 августа.

В Ивановском художественном музее открылась уникальная выставка работ палехского мастера 3 октября 2008 в Ивановском областном художественном музее открыта выставка "Виталий Тимофеевич Котов - ученый, учитель, художник", сообщает корреспондент ИА REGNUM. Член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Палеха Виталий Котов (1916-2002) - практически неизвестный зрителю палехский мастер, искусствовед, философ, ученый, музейный деятель, педагог, автор книг, монографий, очерков об искусстве Палеха и местных художников. Он был директором государственного музея палехского искусства, преподавателем палехского художественного училища. Идея выставки принадлежала ученикам и единомышленникам Виталия Котова, известным палехским художникам Ларисе и Михаилу Ларионову и Наталье Козловой. Михаил Ларионов не дожил до ее открытия. "Выставка впервые в истории ивановского художественного музея открыла новое имя неизвестного даже элитарному ивановскому зрителю художника", - пояснила корреспонденту ИА REGNUM куратор выставки Наталья Рыжикова. На выставке представлено более 100 живописных и графических работ Виталия Котова, подлинные документы, книги, рукописи, фотографии, личные вещи, раритетные работы первого поколения палехских миниатюристов. Как рассказала на открытии директор ивановского областного художественного музея Людмила Воловенская, выставка открыла новый сезон. Она состоит из артефактов. Авторы идеи - Лариса и Михаил Ларионовы и Наталья Козлова задались целью обратить внимание людей на такое явление, как Палех, "который оказался сегодня на распутье". ИА REGNUM

В Палехе состоялась ежегодная Крестовоздвиженская ярмарка. Уже пятый год подряд на палехской земле собрались народные умельцы из разных городов России. Мастера из Гжели, Палеха, Холуя, Мстеры представили свои лучшие работы на Крестовоздвиженской ярмарке «Палех – город мастеров», которая состоялась в поселке в субботу, 27 сентября 2008. В церемонии открытии ярмарки приняла участие первый заместитель председателя правительства Ивановской области Ольга Хасбулатова. По ее словам, ярмарка для Палеха стала своеобразной визитной карточкой. «Жители здесь не просто демонстрируют изделия лаковой миниатюры, но и многие сельхозтоваропроизводители района представляют выращенный урожай», - отметила Ольга Хасбулатова. Она подчеркнула, что с каждым годом ярмарка собирает все больше творческих людей. Несмотря на неблагоприятную погоду, ярмарку посетило более тысячи человек. На ярмарке художники провели мастер-классы, в которых каждый желающий смог попробовать себя в роли народного умельца. Дети и взрослые смогли принять участие в старинных русских играх, забавах, хороводах, исполнении частушек. В рамках мероприятия была организована детская ярмарка и ветеранское подворье «В гостях у бабушки Насти», женская светёлка «На цветочной поляне». Кроме того, в этот день был открыт «Палехский вернисаж», где студенты Палехского, Холуйского и Ивановского художественных училищ представили свои лучшие произведения. Впервые на ярмарке состоялся концерт семейных творческих коллективов Палехского района «На что клад, когда в семье лад». В Государственном музее палехского искусства открылась выставка современной иконы Палеха и Холуя, в библиотечном информационном центре - выставка «Доброе ремесло» (работы резчиков по дереву), в доме-музее П.Д.Корина - выставка народного художника РСФСР А.А. Котухиной «100 дней в Китае». Источник: www.ivreg.ru

5 марта 2008 года в Музее пейзажа Плесского музея-заповедника открывается выставка живописных работ "Пейзажи палехских художников" из фондов Государственного музея палехского искусства. Государственный музей палехского искусства хранит богатую коллекцию произведений древнерусской живописи и скульптуры, предметов прикладного искусства. Музей располагает самым обширным в России собранием произведений искусства палехской лаковой миниатюры и лаковой миниатюры Федоскино, Мстеры и Холуя. В нем имеется также коллекция западноевропейской живописи и гравюры XVI - XIX веков и русской живописи XIX - XX веков. Достойное место в этом собрании занимают живописные работы палехских художников, принадлежащих к древним родам иконописцев, получивших прекрасное художественное образование. Выставка в Музее пейзажа Плесского музея-заповедника позволит познакомиться с работами палешан большому количеству посетителей не только из Ивановской области, но и из других регионов России, а также наглядно продемонстрирует многогранный творческий путь Художника. В экспозиции будет представлено 69 пейзажей известных палехских художников, творивших в XIX - XX веках. Многие из них начинали свою творческую деятельность как иконописцы и миниатюристы. Это, прежде всего, братья Корины - Алексей Михайлович (1865- 1923), Андрей Михайлович (1884-1948) и Александр Дмитриевич (1895-1986). Род художников Кориных, восходящий к XVII веку широко известен. Предки художников Кориных, работы которых представлены в экспозиции, до десятого колена занимались писанием икон и известны как большие мастера. Бывший палехский иконописец Михаил Сергеевич Климанов (1850-1909) получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Художник был очарован родными палехскими местами. Присущее и другим палешанам декоративное мышление проявляется в его небольших по размерам, написанных с натуры маслом на холсте, живописных пейзажах, которые являют собой образец тончайшей пейзажной миниатюры. 1920-1930 годы представлены работами палешанина Маркичева Михаила Александровича (1880-1954). Большую роль в его творчестве сыграла увлеченность двумя жанрами - пейзажем и портретом. Из произведений 1960-1970 г.г., представленных на выставке привлекают внимание работы известных художников, преподавателей Палехского художественного училища им. А.М. Горького - Бондаренко Василия Тарасовича (1910-1995) и Соловьева Василия Ивановича (1911-1988). В их произведениях ощущается поэтическое отношение авторов к природе. Они стремятся выразить "дух места" - милый уют улиц и двориков родного Палеха, простор и мощь рек и озер. Характерно, что при этом работы яркие, контрастные и декоративно насыщенные.

I Ходовские краеведческо-культурологические чтения «Палех – земля иконописцев» 24 ноября 2007 г. Памяти В.М.Ходова, заслуженного художника РСФСР.

23.01.04.Необычная выставка - "Бажовская комната" - открывается сегодня в Екатеринбурге. Все экспонаты посвящены творчеству знаменитого уральского сказочника. Специально к 125-летию Бажова мастера Палеха сделали 11 декоративных панно, картины выполнены по необычной технологии - на прессованном картоне. Кроме этого, на экспозиции можно увидеть изделия из уральских самоцветов и малахита. "Бажовская комната" находится в музее камнерезного искусства

С 4 сентября по 15 октября 2003 в музее Переяславля -Залесского работает выставка "Сказка - "Палех". Удивительно поэтическое и доброе искусство Палеха подарили жителям и гостям нашего города потомственные мастера лаковой миниатюры. Шкатулки, панно, портсигары, тарелки и другие редкие по красоте предметы украшены росписью, посвященной родному краю, русской народной сказке. Особое место занимает пушкинская тема. Выставка охватывает значительный период творчества палешан - c 1940 по 1980-е годы. Она предоставлена Государственным музеем палехского искусства.

С 26 января по 23 марта 2003 года проходила выставка "Русская миниатюра "От Петра Великого до Великой революции" ("Russische Lackkunst. Von Peter dem Grossen bis zur Grossen Revolution") . Лаковые произведения искусства из Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и Исторического музея (Москва) можно увидеть в музее до 23 марта. С 4 апреля по 22 июня 2003 выставка была открыта в Государственном музее Касселя.

23 июля 2002 . Выставка "Искусство Палеха" проходит в выставочном зале Ленинградской области "Смольный" (ул. Смольного, 3). Выставка организована правительством Ленинградской области, комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Музейным агентством. Основную часть выставки составляют лаковые миниатюры из коллекции Государственного музея палехского искусства города Иваново. Особый интерес представляют палехские иконы, которыми небольшое село Палех Ивановской области славилось уже в середине XVII века.

март 2000. Выставка "Искусство Палеха" в Третьяковской галерее- юбилейная, она приурочена к 75-летию всемирно знаменитого промысла лаковой миниатюры, ставшего как бы знаменем народного, национального искусства. Но, как это ни парадоксально, "Палехская артель древней живописи" возникла на драматическом сломе истории Палеха. Ведь еще с XVII века он славился как центр иконописи, этим был знаменит и за это почитаем. Но после 1917 года Палех оказался на грани уничтожения. Спас его известный искусствовед, знаток народного искусства Анатолий Бакушинский. Он организовал артель миниатюрной росписи. Пригласил известных мастеров - бывших иконописцев, которые, основываясь на вековых традициях, возродили Палех, но уже в современных формах, освоив иную тематику и жанры. На выставке представлено 160 произведений. Из них более 80 - из собрания Третьяковской галереи. Кстати, еще раз нужно вспомнить благодарным словом А.Бакушинского, поскольку именно его стараниями коллекция палехских миниатюр оказалась в галерее. Среди них - работы самых видных, прославленных художников Палеха, ныне признанных классиками отечественного искусства.

С 1 по 28 ноября 1999 года во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И.Рудомино открыта выставка "Палех на пороге третьего тысячелетия", посвященная 75-летию палехской лаковой миниатюры. Выставка рассказывает об истории искусства Палеха от основания иконописной школы в ХVI веке до развития миниатюры в советский период и возрождения иконописи в наши дни. На выставке представлены древние и современные иконы, лаковые миниатюры от И.И.Голикова, И.В.Маркичева, И.П.Вакурова, П.Д.Баженова до А.Д.Кочупалова, Б.М.Ермолаева, И.В.Ливановой, Е.Ф.Щанициной, В.Ф.Морокина, А.Н.Клипова и многих других выдающихся мастеров. На выставке также нашли свое место работы молодых художников, выпускников и студентов Палехского художественного училища. В организации выставки приняли участие: Благотворительный фонд "Культура без границ", Государственный музей палехского искусства (ГМПИ), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПиНИ), Всероссийский музей А.С.Пушкина (ВМП, Санкт-Петербург), Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ), Ивановский областной художественный музей (ИОХМ, Иваново), Иркутский областной художественный музей (ИОХМ, Иркутск), Плесский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник (ПГИАХМЗ), частные коллекции (Москва, Париж, Нью-Йорк, Амстердам). Курирует проект Екатерина Юрьевна Гениева, президент института "Открытое общество" России, член Президентского совета по культуре, генеральный директор ВГБИЛ. Кроме того, неоценимую помощь оказывают партнёры из Голландии, а именно доктор Ритман (обладатель крупнейшей в мире коллекции изделий Палеха, основатель библиотеки "Философика Герметика"). В 1996 году в Амстердаме им была организована выставка "Палех. Русская сказка" на основе частных голландских коллекций, имевшая огромный успех. Сам доктор Ритман буквально очарован самобытным искусством из ивановской глубинки. "Палех - это спящая красавица, должен найтись принц, который её разбудит. Это неиссякаемые богатства, которые нужно показать людям", - считает он.


Русская цивилизация глазами художников.


Главная страница...

Hosted by uCoz